Войти в почту

Рисовальщики и декораторы: Главархив – об истории детского художественного образования до 1917 года

<p style="text-align: justify;">С 1804 года во всех уездных училищах и гимназиях ввели обязательные уроки рисования. Выпускники, которые хотели стать художниками или специалистами по декоративно-прикладному искусству, после окончания гимназии могли поступить в специальные учебные заведения для получения профильного образования. Кроме того, у детей была возможность поступить в художественную школу без гимназического образования, так как там тоже читали общий курс по всем предметам. </p> <p style="text-align: justify;">В 1825 году граф Сергей Строганов известный меценат и общественный деятель учредил первую в России бесплатную художественную школу для детей всех сословий, где обучали ремеслам и декоративно-прикладному искусству (сейчас – Российский государственный художественно-промышленный университет имени Сергея Строганова). Главным критерием при поступлении будущего ученика были его способности к рисованию и талант. </p> <p style="text-align: justify;">В начале 1830-х годов при Экспедиции кремлевского строения (организация архитекторов, которая занималась ремонтными и реставрационными работами в Кремле и в загородных императорских резиденциях, расположенных в окрестностях Москвы) открыли отделение художественной школы для детей из мещанского сословия. Здесь готовили будущих рисовальщиков для ткацких и набивных фабрик. Художники должны были придумывать принты для тканей и обоев. </p> <p style="text-align: justify;">Существовали и художественные школы для детей, которые воспитывались в детских приютах. Например, в Главархиве представлены документы о школе черчения, рисования и скульптуры при Московском совете детских приютов, которую в 1873 году открыл архитектор Николай Финисов, вложив в это предприятие собственные средства. В 1874 году в письме в редакцию журнала «Зодчий» он объяснил цель своего начинания так: «Состоя на службе архитектором и секретарем при попечительстве о бедных в Москве и почетным членом Совета детских приютов, я постоянно следил за успехами учеников приютов по художественной части и, находя многих из них с большими дарованиями, задумал открыть для них школу, так как в приютах курс учения продолжается до 13-летнего возраста, и многие из даровитых учеников, не имея средств к дальнейшему образованию, принуждены были приискивать для себя род занятий, не соответствующий их призванию». </p> <p style="text-align: justify;">Благодаря Финисову многие дети получили достойное образование и в будущем смогли стать даже помощниками архитекторов. В школе давали практические знания по черчению, организации строительного дела, архитектуре и основам рисования для производств легкой промышленности. Кроме того, преподаватели читали общеобразовательные курсы по основным школьным предметам, таким как математика, литература, география, история, естественные науки. В Главархиве представлена программа предметов и Устав учебного заведения. </p> <p style="text-align: justify;">Из документов Главархива можно узнать, что в первые три года существования школы в ней проходили бесплатное обучение 20 воспитанников, но члены Пречистенского отделения дамского попечительства о бедных, которые являлись официальными попечителями учебного заведения, не выделили на ее благоустройство ни рубля. Отчаявшийся Николай Финисов был вынужден искать спонсоров и обратился к Московскому совету детских приютов. Там откликнулись на просьбу архитектора о выделении средств на содержание детей, но нужно было юридически узаконить переход школы под покровительство Московского совета детских приютов. </p> <p style="text-align: justify;">Тогда вице-председатель совета Варвара Чертова обратилась с прошением к московскому генерал-губернатору Владимиру Долгорукову, в котором просила передать учебное заведение на их попечение и утвердить новый устав. В приложенном проекте устава она написала следующее: «В школу принимаются мальчики всех сословий не моложе 12 лет, преимущественно из воспитанников Московских детских приютов, отличавшихся хорошей нравственностью и способностями». Прошение хранится в Главархиве. </p> <p style="text-align: justify;">Школа учреждалась теперь на 40 приходящих воспитанников. Было утверждено 20 бюджетных и 20 платных мест. Плата за обучение составляла 75 рублей в год. Для сравнения: в конце XIX века в Москве арендовать комнату на верхнем этаже дома с минимальной обстановкой можно было за 40 рублей в месяц. Иногда такие комнаты студенты снимали в складчину. За 80 рублей можно было арендовать приличную квартиру на втором этаже. По окончании школы выпускники получали аттестаты двух видов. Те, кто окончил курс с отличием или проявил себя как талантливый художник, могли получить рекомендацию в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а простой аттестат давал право устроится на стройку или чертежником к известному архитектору. </p> <p style="text-align: justify;">После передачи школы Московскому совету детских приютов Николай Финисов остался ее директором и продолжил преподавать. С документами по истории художественной школы, учрежденной Николаем Финисовым, можно ознакомиться в Главархиве по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам – с 12:00 до 20:00, по пятницам – с 9:30 до 15:00.</p>

Рисовальщики и декораторы: Главархив – об истории детского художественного образования до 1917 года
© Главное архивное управление города Москвы