Эмилия Спивак - о своих героинях, любимых спектаклях и о том, почему никогда не хотела играть Снегурочку

В Молодежном театре на Фонтанке премьера - "Глубокое синее море" по пьесе английского драматурга Теренса Рэттигана (1952). Поставил спектакль художественный руководитель Семен Спивак. Главную роль играет Эмилия Спивак. Ее героиня - Хестер Коллер, замужняя женщина средних лет, полюбившая бывшего военного летчика Фредди. Она уходит от мужа, но и с Фредди не заладилось. Он то и дело бросает ее ради своей развеселой жизни (бары, друзья, выпивка, азартные игры), даже забыл про день рождения любимой…

Эмилия Спивак - о своих героинях, любимых спектаклях и о том, почему никогда не хотела играть Снегурочку
© Российская Газета

Ваша героиня - инфантильная, унижающаяся женщина. Вы понимаете ее?

Эмилия Спивак: Вы такой ее увидели, я вижу Хестер по-другому, понимаю ее. Она сильная и слабая одновременно - как любой человек.

Решила покончить жизнь самоубийством, а Фредди весело проводит время.

Эмилия Спивак: Вряд ли автор имел в виду самоубийство как физический уход из жизни. Мы же находимся в театре, а театр - это язык образов. Пьеса о том, как человек разрушает себя. Даже не заметив, Хестер ступила на тропу саморазрушения: когда ты не можешь остановиться и летишь вниз с горы. Про это история, на мой взгляд. Ужасно, когда человек теряет достоинство, впадает в зависимость и от этого саморазрушается. Для многих людей зависимость - огромная проблема. Наверное, она возникает, когда у человека внутренняя пустота, нет Бога внутри, и он начинает заполнять эту пустоту разрушающими веществами (алкоголь, наркотики) или страстью к неподходящему человеку. Пока не дойдет до самого дна, и тогда либо оттолкнется и начнет подниматься вверх, либо погибнет. Гораздо лучше выбрать созидательный путь в жизни.

Моей героине жизненно важно быть любимой. Фредди по-своему любит Хестер, но привык жить сегодняшним днем, без обязательств, а не находиться в каких-то рамках, границах. Он так понимает свободу. Фредди не готов взять на себя ответственность, быть мужем. Семейная жизнь - это же определенные ограничения, от чего-то надо отказаться.

А как вы понимаете свободу?

Эмилия Спивак: Для меня свобода человека - в свободе выбора. Когда ты от чего-то отказываешься и поднимаешься выше. Думаю, конфликт между нашими героями именно в этом. У таких пар никогда ничего не получается. К сожалению.

Что говорил режиссер Спивак на репетициях?

Эмилия Спивак: Семен Яковлевич относится к этой героине с любовью, пониманием.

Ваша героиня говорит: "Я получила хороший урок". А что будет дальше? Финал открыт.

Эмилия Спивак: Не знаю. Может, она встретит кого-то и что-то у нее получится. В финале пьесы Хестер говорит о том, что хочет вернуться к живописи. Я думаю, что в этих разрушающих отношениях были потеряны вдохновение и ее способность созидать.

А к любящему мужу не вернется? Он обожает ее, на руках носит, с ним она жила в покое, достатке…

Эмилия Спивак: Да, у нее был надежный тыл. Но думаю, что в тех отношениях тоже не так все безоблачно было. Муж - человек суховатый, нацеленный на работу. Вспомним пословицу: "Что имеем - не храним, потерявши - плачем". Уильям понял, что семья - это важно, только когда потерял жену.

Как сказал Андрей Кузнецов, играющий Уильяма: "Увы, есть ошибка, которую совершил мой герой - всего себя отдав работе, карьере, достижению нужного места под солнцем. Не понимая, что тот нежный и очень хрупкий цветок, я имею в виду отношения мужчины и женщины, требует внимания, ухода за ним, любви. Без этого цветочек может погибнуть".

На мой взгляд, Хестер не вернется к мужу. Мне кажется, она из тех женщин - к сожалению - которые воспринимают любовь как страсть, для нее важно, чтобы горело, полыхало. К мужу нет таких горячих чувств. Есть благодарность, уважение, но огня нет.

Такие прекрасные роли у вас в театре: Дездемона в "Отелло", "Последнее китайское предупреждение", "Синие розы", "Поздняя любовь", "Наш городок", "Нас обвенчает прилив…", все спектакли идут годами, любимы зрителями. А по душе вам Мышь в "Звериных историях" Дона Нигро?

Эмилия Спивак: Этот спектакль вызывает у меня наибольшее волнение, так как это монолог, такой небольшой моноспектакль. История завершенная, но короткая, а я лучше чувствую себя в больших историях. Если сравнивать со спортом, то я скорее бегун на длинные дистанции, чем на короткие. Вообще забег на короткие творческие дистанции - это особое мастерство. Ярко сыграть эпизод или маленькую роль, может быть, даже сложнее, чем большую.

В принципе, темы моих героинь в "Звериных историях" и "Глубоком синем море" чем-то похожи. Как победить соблазн, эту пагубную страсть к сыру, о котором все время говорит Мышь, который ее манит - это тоже некий образ. Но в итоге она попадает в мышеловку, погибает.

Блиц

- Ваш первый выход на сцену?

- Мы, студенты, участвовали в массовке, танцевали в спектакле "Поживем - увидим!" нашего педагога Владислава Борисовича Пази в Театре имени Ленсовета.

- Разве вы не выходили еще ребенком на сцену в спектаклях Семена Яковлевича?

- Нет.

- А в кино что было первым?

- Нас, четырех девочек с курса, позвали на какой-то эпизод, даже не помню, какой это был фильм. А первая роль - Женя, практикантка прокуратуры в сериале "Тайны следствия", первый сезон. Был 2001 год, я училась на втором курсе.

Спектакль "Глубокое синее море". Фото: Юлия Кудряшова / Молодежный театр на Фонтанке

- Вы когда-нибудь играли Снегурочку?

- Никогда.

- А хотели?

- Ни за что. Я снимаю шляпу перед артистами, работающими Дедами Морозами и Снегурочками, с большим уважением к ним отношусь. А также к играющим в детских спектаклях. Обычному зрителю не понять, как это сложно - удержать внимание ребенка, создать для него чудо, чтобы он поверил тебе, не бегал по залу, не ерзал в кресле, не рвался в буфет…

- Если вы приходите в другой театр, вы благодарный зритель или…?

- Средний такой зритель. Я стала мало ходить в театры, когда пришла пандемия. А в записи смотреть спектакли не могу - на мой взгляд, теряются особая атмосфера, энергия и чудо театра.

Не скажу, что я разбираю чужие спектакли по косточкам: в этой сцене надо было бы так сыграть, а здесь - так. Но, конечно, трудно абстрагироваться от своей профессии. Большая радость, когда спектакль завораживает по-настоящему и ты забываешь обо всем.

- Например?

- Помню, как меня потряс Евгений Миронов, его Бумбараш в спектакле "Табакерки" "Страсти по Бумбарашу". Данила Козловский, сыгравший Гамлета в театре Додина. Сложный шекспировский текст у него получился настолько живым, человечным - прямо высший пилотаж. В Театре имени Комиссаржевской шел спектакль Александра Морфова "Сон в летнюю ночь". Там совершенно потрясающая группа артистов во главе с Сергеем Бызгу. Это было невероятно смешно, высокий театральный юмор.

- В этом году исполнится 20 лет, как вы вошли в труппу Молодежного театра на Фонтанке. Он стал вашим родным театром-домом?

- Я никогда не воспринимала театр как дом, для меня это все-таки место работы, служения. Но, конечно, театр стал мне родным.

- В каких фильмах вы снялись недавно?

- "Агата и сыск. Выгодный риск", "Отмороженные", "Мерзлая земля", "Алекс Лютый. Дело сирот".

Спектакль "Глубокое синее море". Фото: Юлия Кудряшова / Молодежный театр на Фонтанке