Как не допустить повторения коммунальных катастроф в России?

Следственный комитет возбудил второе уголовное дело из-за отключения отопления в Подольске. Задержан заместитель главы администрации городского округа. Почему авария в котельной привела к серьезнейшим последствиям и как не допустить повторения таких ситуаций в будущем, на телеканале «МИР 24» прокомментировала эксперт Народного фронта по вопросам ЖКХ Светлана Калинина.

4 января в Подольске лопнула теплотрасса, в результате без отопления в минус 24 градуса осталось около 20 тысяч жителей микрорайона Климовск. Причина аварии – гидроудар в котле на Климовском патронном заводе, котельная находится в частных руках. На ваш взгляд, повлияло ли на причины происшествия то, что котельная частная?

- Народный фронт на протяжении восьми лет ведет очень важный проект «С теплом труба». Он не просто так назвался, ведь, как начало зимнего отопительного сезона, начинается «труба», – порывы, люди сидят без тепла и без условий жизнеобеспечения.

Этот год начался с очень масштабных аварий еще в ноябре, потому что первые морозы прошли в середине ноября по всей стране. В Подмосковье была яркая картина: все новогодние праздники мы сидели на телефонах, вместе с органами власти решали вопрос, как вывести людей из этого критического положения. Да, многие предприятия сейчас в частных руках, хотя вокруг них строились города и моногорода, и котельные строились, в том числе, к предприятиям. Но это не дает права частнику не готовить их, по закону Российской Федерации, к отопительному сезону. Правильное решение принимают сегодня следственные органы.

Народный фронт делает проект подготовки к отопительному сезону до 15 октября. Данные в разрезе каждого субъекта отправляются в надзорные органы. Мы бьем тревогу о том, что сегодня акты выполненных работ подписываются органами муниципальной власти. Первое, на что на протяжении четырех лет мы обращаем внимание Министерства ЖКХ и строительства РФ, – в органах муниципальной власти нет специалистов. Сегодня Ростехнадзор просто согласовывает уже подписанные муниципалитетами акты готовности, а значит, по факту, теплоэнергетический комплекс в зиму входит только на бумаге, что он 100% готов. Точно так же Государственная жилищная инспекция вместе с органами муниципальной власти подписывает готовность многоквартирного фонда к зиме. Это чисто только бумажный документооборот. По факту, кроме Народного фронта, на место ногами никто не выходит, а мы бьем тревогу. Я приведу пример Хабаровского края, когда трубы к ТЭЦ идут практически не изолированно, шахты разрушены.

В отношении специалистов ЖКХ муниципальных администраций возбуждено уже второе уголовное дело по статье о превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий. Видимо, речь как раз о документах о подготовке котельных?

- Когда федеральные министерства и ведомства принимают нормативные документы, то люди на местах должны осознавать и долю своей ответственности. Убрали надзорные мероприятия с Ростехнадзора, где огромное количество специалистов федерального уровня, которые понимают, как это должно быть. Приказ Минэнерго никто не отменял, но функции надзора переложили на муниципальное образование, на заместителя главы администрации по ЖКХ. Он даже если бы был всесильный, все равно не смог бы ногами в течение месяца пройти и проверить готовность всех систем к зиме. Муниципалитеты в большей своей степени дотационные. Я никогда не оправдывала тех людей, которые подписывают, просто надеясь на авось. Сегодня природа показывает, что на авось в России делать ничего нельзя. Что просто подмахнуть документ, отчитаться перед президентом и ввести его в заблуждение, что все системы работают на 100%, потому что ваши бумажки в нормативном состоянии, – это не тот подход. Концессионные соглашения для концессионеров прописывают условия, но это не значит, что можно бесконтрольно подписывать акты готовности к зиме. В любом случае, мы, собственники этого имущества, и органы муниципальной и региональной власти, считаем, что, если концессионер – частник все взял в свои руки, то он и будет отвечать.

За последние дни из разных источников я не раз слышал фразу, что в ЖКХ частная собственность – это зло, и всем должен заниматься государственный или муниципальный надзор, все это должно быть в муниципальной собственности.

- Согласна с вами на 100%, если бы была такая финансовая возможность. Когда в свое время Минстрой России все отдавал в концессионное соглашение, на «Форумах действий» мы докладывали президенту о неготовности. Говорили, что в богатые частные руки заберут самое лакомое имущество в концессию, а все то, что сегодня будет нерентабельно в обслуживании, оставят все равно на государственном обеспечении. Так оно и вышло.

Еще одна проблема, которую мы два года пытаемся свернуть с мертвой точки, – коммунальная инфраструктура, управляющие компании, ресурсоснабжающие организации не должны попадать в список организаций, на которые наложен мораторий на проверки. Три года после пандемии их никто не контролировал, людей не хватало за месяц пройти и проверить акты выполненных работ к зиме, не было плановых проверок. Но жилые дома, коммуникации, провода освещения, вода, – это все жизнеобеспечивающие, очень важные объекты. На этот бизнес никак не должны были распространяться условия о моратории. Естественно, безнадзорность привела к тому, что практически ничего в регионах не сделано. Только на бумаге получилась отчетность, а по факту системы не готовы к отопительному сезону.

Губернатор Московской области Андрей Воробьев уже заявил, что котельная в Климовске в ближайшее время из частных рук будет передана в муниципальное управление. Возвращаемся к тому, что муниципалитет будет заниматься этими проблемами. Получается, только жесткий муниципальный контроль и контроль Ростехнадзора может помочь?

- Будет заниматься регион, потому что у муниципальных образований средств на проведение этой масштабной работы просто не будет. Это будут деньги регионального бюджета, а муниципалитет будет также контролировать, но он станет собственником.

В свое время мы единственное, что удержали, – системы водоснабжения и водоотведения. Вода в регионах в большей степени осталась муниципальной, ее не дали раздать в частные руки. Но муниципальные управляющие компании были ликвидированы практически на 95% территории страны. Это значит, что пришли частные управляющие компании, которые не готовят дома к зиме, и пришли концессионеры, которые точно так же забрали теплокоммуникации и освещение. Сегодня контрольный пакет акций жизнеобеспечивающих муниципальных предприятий должен оставаться только в руках государственных структур, на которые есть влияние законов РФ. Чтобы мы, как сейчас в Подольске, не бегали за частниками, которые находятся за границей, а здесь у них есть управляющий, который меняется из года в год. С прошлого года мы проводили работу в шести субъектах, и недавно была история: человек продал весь бизнес по теплу зарубежным компаниям и сам был за границей. В том году в Костроме проводили расследования весте с надзорными органами, и сегодня это имущество забрали и передали в органы муниципальной или региональной власти. Все наши жизнеобеспечивающие объекты – электрические подстанции, газовые системы, все должно быть не в частных руках, а только в государственном управлении.