Дед Мороз не подарок: почему новогодние проблемы с отоплением в России не случайность. Комментарий Семена Новопрудского
Дедушка Мороз в первые дни 2024 года покуражился на славу: центральную Россию накрыли затяжные аномальные морозы ниже минус 20 градусов, а в некоторых местах и под минус 30. В некоторых местах это привело к смешным событиям, моментально ставшим мемами, вроде отмены в Ярославле развлекательной программы «Мороз потехам не помеха» из-за сильного мороза. Но жителям нескольких микрорайонов на северо-востоке Москвы, оставшимся 4 января без света и тепла из-за сгоревшего трансформатора на подстанции «Бескудниково», было явно не до смеха. В Петербурге из-за проблем с отоплением приостановили работу два крупных торговых центра. Несколько тысяч человек остались без отопления в Находке. Отключения отопления отмечаются и в некоторых районах Московской области.
Но главная техногенная катастрофа с отоплением в новогодние каникулы, получившая всероссийский резонанс, произошла в микрорайоне Климовск подмосковного Подольска, где без отопления на несколько суток с 4 января, в разгар сильных морозов, остались 170 жилых домов. Главное следственное управление Следственного комитета России по Московской области возбудило уголовное дело по факту ограничения подачи энергоресурсов в жилые дома и организации в Подольске. Уже задержаны начальник котельной, генеральный директор ЗАО «Климовский специализированный патронный завод» и заместитель главы администрации городского округа Подольска.
Это практически модельная история проблем с коммунальной инфраструктурой в России. По версии следствия, 4 января в Подольске произошел прорыв теплотрасс из-за неправильной эксплуатации частной котельной ЗАО «Климовский специализированный патронный завод» (КСПЗ), в результате чего жилые помещения, медицинские, учебные и дошкольные учреждения, расположенные в микрорайоне Климовск, остались без теплоснабжения и горячей воды при 24-градусных морозах. Более того, подмосковные власти сообщили, что руководство оборонного завода не проинфомировало их об аварии и они не знали о ней сутки. А узнали от жителей, сидящих без тепла и воды и написавших об этом в социальных сетях. Социальные сети сработали лучше тепловых.
То есть большой микрорайон крупного города отапливается одной-единственной котельной закрытого режимного оборонного объекта. Сама котельная при этом частная. Как она обслуживается и каково ее техническое состояние, местным властям доподлинно неизвестно. А если даже известно, они не могут ни на что повлиять: оборонный завод не находится в подчинении местных властей.
Что касается износа теплосетей и их крайне медленного обновления, это давняя общероссийская проблема. К примеру, в не самой богатой, но живущей «выше среднего» Курской области (24-е место в последнем рейтинге качества жизни российских регионов) износ теплосетей на конец 2023 года превышает 70%. А в одном из самых богатых и развитых регионов страны — Республике Татарстан (четвертое место по качеству жизни) — он достиг 60%. При этом нормой считается 20-30%. Но в том же Татарстане в 2023 году и только благодаря федеральной программе (даже для бюджетов богатых регионов это непосильная ноша) было обновлено лишь чуть более 2% магистральных теплосетей.
В далекие советские времена строились и многие электроподстанции. Значительная часть российской коммунальной инфраструктуры, включая магистральные трубопроводы и электроподстанции, построены несколько десятков лет назад и с тех пор не обновлялись.
Между тем для России, где по официальному перечню правительства территориями Крайнего Севера являются 24 региона, то есть более четверти всех субъектов Федерации, да и в относительно «теплой» центральной части страны морозы, как мы убедились в начале этого года, запросто могут доходить до минус 30, состояние инфраструктуры теплоснабжения становится вопросом стратегической важности.
Отсутствие тепла в лютые морозы или электричества в новогодние каникулы — куда более опасная для государства и самих граждан проблема, чем рост цен на яйца или перебои с поставками мяса курицы в ряде российских регионов. Причем решать проблему подачи тепла и света в жилые дома, школы, больницы, на предприятия можно лишь во взаимодействии федеральных и региональных властей и только на федеральные деньги. У муниципалитетов нет и не будет достаточно средств на поддержание коммунальной инфраструктуры тепло- и электроснабжения.
Центральное отопление — везде и всегда очень дорогое удовольствие. Особенно в странах с такой гигантской территорией, как Россия. Поэтому его нет во многих развитых государствах, в том числе европейских. Но там не иметь такого отопления и держать высокие цены на топливо для личных отопительных приборов в частных домах позволяют климат и высокий уровень жизни. Россия не может позволить себе такую роскошь ни по климатическим, ни по географическим, ни по финансовым причинам.
Создание разветвленной (но до сих пор не всеобъемлющей) системы газификации и централизованного отопления — без преувеличения, одно из главных достижений экономики за всю историю СССР. Но невозможно бесконечно эксплуатировать советское наследие: инфраструктура котельных, газопроводов, электроподстанций нуждается в постоянном ремонте и обновлении, появляются новые микрорайоны и населенные пункты, радикально растет потребление энергии, в том числе из-за активного использования гаджетов.
Перебои с отоплением в новогодние каникулы в разных регионах — еще одно напоминание государству, что с «Дедом Морозом» в суровой по климату стране России лучше не шутить. И, конечно, важно понимать, что расходы на обновление магистральных теплосетей, трансформаторов и электроподстанций из федерального бюджета — инвестиции не только в критически важные для людей системы жизнеобеспечения, но и в социальную стабильность.