Войти в почту

Тюменский художник восстанавливает в рисунках исчезнувшую Мангазею

В арт-салоне "На Никольской" Центральной городской библиотеки Тюмени до 21 января читателей удивляют графические выставки "Дело прошлое" и "Путь на Мангазею" Александра Кухтерина. Руководитель творческого проекта искусствовед Наталья Сезева считает неправильным что-то утаивать от гостей, поэтому демонстрирует свыше сотни разноплановых работ - не только рисунки, но и акварель, куклы и буквально пропитанные потом дневники искателя артефактов.

Тюменский художник восстанавливает в рисунках исчезнувшую Мангазею
© Российская Газета

Кухтерин - личность незаурядная, еще короче - самородок. Он хорош везде - в графике, керамике, кукольно-театральном ремесле, даже в полевых заметках. Новые экспозиции отсылают к XVIII веку, когда в экспедиции для выполнения этнографических задач стали брать профессиональных рисовальщиков. Два десятилетия в составе группы "Северная археология-1" Александр простым карандашом буквально вытаскивает из забвения прошлое Югры и Ямала. С июля по сентябрь трудится на раскопках, изучает находки, набирается впечатлений, а в оставшиеся месяцы уже в мастерской корпит над документально точными иллюстрациями к специальным журналам (знатоки слышат в них музыку, притом каждый свою). Чтобы насытить библиотечные залы, организаторы обратились в различные научные фонды и к владельцам коллекций с просьбой выслать ювелирно исполненные мастером оригиналы. Вот так в Тюмени встретились Березов, Бала и Мангазея.

"В Березове участвовал только в разведочных работах - шурфы закладывал, а Мангазею (она мне как-то эмоционально ближе) уже копал - 18 лет. Копал и учился жизни заново: как разбивать палаточный лагерь, спасаться в "комариной стране", радоваться северному сиянию в середине августа и любоваться найденным сердоликом, - приглашает в путешествие по своим летним приключениям Александр Кухтерин посетителей выставки-лекции "Путь на Мангазею".

Странным образом и очень быстро некогда первый русский заполярный город, крупнейший центр торговли шкурами животных, растворился в легендах и сказках, стал призраком. Сейчас "Мангазеями" кличут магазины да компании, веря, что это выдуманное слово, игра букв, экспромт. Такая же участь досталась Трое, Китежу… А "златокипящая" меж тем богато и хлебосольно жила-была более семи десятилетий на месте современного Красноселькупского района Ямала: основали ее в 1601 году на реке Таз, в 1672-м бросили - собственно, когда не стало "злата". В те времена северным золотом считалась пушнина. Одна соболья шкурка стоила 25 рублей, 40 рублей - полностью снаряженный корабль. Заложили Мангазею поморы-землепроходцы как раз для сбора ясака. Когда зверя выбили, город захирел. Его судьбой не интересовались вплоть до начала XXI века. По заказу Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени Шемановского археологи принялись поднимать культурные слои, а Кухтерин еще и визуализировать быт и дела мангазейцев.

"В эти места землепроходцы шли на кораблях, между реками тащили их по суше волоком. Когда достигали цели, суда разбирали на лавки, двери и полы для будущих жилищ. Чертежей они нам не оставили, но мой брат Сергей смог создать цифровую модель поморского коча, за что получил золотую медаль Международной ассоциации судомоделистов", - добавляет художник.

Мангазея горела пять раз. После последнего пожара ее и бросили. Но находки, хвастает Кухтерин, поразительные: ложки-вилки, черепки глиняной посуды, ножи, игрушки-лошадки, восковые печати в футлярах, кусочки одежды, даже косточки слив и скорлупки фисташек. За 20 лет археологи переворошили тонны земли, а мастер сделал наброски: жители, в основном торгаши да воины, держали свиней и маленьких коровок, ели гусей, глухарей, осетров. Дома их были невысокие с маленькой дверцей, чтоб тепло понапрасну не выпускать, крыши плоские, крытые дерном, который следовало поливать в жаркую погоду, однако это не спасало от трагедий. В жены пришлые брали представительниц ненцев и энцев с Таймыра. Когда из Мангазеи ушли последние люди, она быстро исчезла с карт. В 1672 году в устье речки Нижней Тунгуски заложили Новую Мангазею. Теперь это деревня Старотуруханск Красноярского края. Население - меньше сотни человек, все держатся за рыболовецкий стан и нефтегазоразведочную экспедицию. Вроде жив населенный пункт, дышит еще, но, увы, не та Мангазея и, конечно, совсем не "златокипящая", то есть без славы, легенды и сказки. Вот такой поворот.

Фото: Варвара Худякова

Будущим летом Кухтерин снова соберется в путь с блокнотами и карандашами в рюкзаке. А у юных художников есть время отправиться в путешествие по его рисункам, издали напоминающим фотографии, - настолько они достоверны. Поучиться есть чему: композиция, прорисовка, внимание к деталям. Рисунок, напоминает Сезева, - основа основ: мастеру не спрятаться за пятном или абстракцией, он оголен и окрылен одновременно, а под стеклом - темперамент, стиль, мировидение и обожание города, который пропал и нашелся.