Дмитрий Копылов: Мы придумали формат иммерсивных спектаклей до того, как они появились

На иммерсивных спектаклях в театре "Морфеус" от 2 до 14 человек с завязанными глазами полностью погружаются в историю с помощью своего воображения, воспринимая происходящее при помощи ощущений. Как возник такой формат и как он эволюционировал рассказывает режиссёр Дмитрий Копылов - один из создателей театра "Морфеус".

Дмитрий Копылов: Мы придумали формат иммерсивных спектаклей до того, как они появились
© Российская Газета

Как появился формат спектаклей с закрытыми глазами?

Дмитрий Копылов: Мы придумали формат игры с закрытыми глазами, когда работали вожатыми в детском лагере. Нам нужно было чем-то развлекать 12-летних детей, и вот мы стали придумывать такие необычные спектакли. Тогда эта идея не получила бы отклика у массовой аудитории, и этот проект пришлось отложить в долгий ящик. Но когда появился формат квестов, мы поняли, что аудитория подготовлена к такому виду форматам.

И вы сразу открыли театр?

Дмитрий Копылов: Нет, сначала мы запустили проект "Морфеус квест" для командного участия. Вообще у нас иммерсивные спектакли, но если бы мы в то время использовали слово "иммерсивный", никто бы даже не понимал, о чём речь. Тем не менее наше представление изначально очень сильно отличалось от формата квеста - мы используем театральные способы, психологические приёмы. Под эгидой квестов мы просуществовали достаточно долго, пока не появилось и не вошло в обиход понятие "иммерсивный спектакль".

Чем иммерсивный спектакль отличается от квеста?

Дмитрий Копылов: Во время квеста нужно разгадать загадки, достичь определённой цели. Иммерсивный спектакль - это совсем другой уровень. Здесь есть элемент эмоциональной вовлечённости: как со стороны артистов, так и со стороны зрителей, интерактивности. В наших спектаклях ставится проблема морального выбора, человеку нужно принять различные важные решения. У нас не просто иммерсивный спектакль. Это иммерсивный и интерактивный спектакль.

Разве иммерсивный и интерактивный - это не слова-синонимы в данном случае?

Дмитрий Копылов: Почти всё интерактивное иммерсивно, но не всё иммерсивное интерактивно. На многих иммерсивных спектаклях (например, "Вернувшиеся") ты ходишь из комнаты в комнату и при этом смотришь спектакль в 3D - с реальными актёрами, которые садятся рядом с тобой, ходят вокруг тебя. Но при этом нет интерактивности: ты не можешь влиять на сюжет, от тебя не зависит финал спектакля. В наших же постановках от зрителя напрямую зависит финал. Мы постоянно взаимодействуем с публикой.

Но ведь не только этим ваши спектакли отличаются от других иммерсивных постановок?

Дмитрий Копылов: Да, наши постановки уникальны прежде всего тем, что никуда не надо ходить. Зритель сидит в кресле (этим "Морфеус" похож на классический театр) и слушает ведущего, который активизирует воображение слушателя. Как говорил Кант, воображение - это то, что соединяет рациональное и эмоциональное. Наши спектакли строятся на моделях поведения людей, на архетипах, которые нам присущи. При создании постановок мы советуемся с психологами. Мы хотим дать возможность зрителям погрузиться в те ситуации, в которые бы они в жизни не погрузились. Посетители должны приобрести этот иногда экстремальный эмоциональный опыт, "прикрепив" его к тем понятиям, которые мы все буднично используем, не ощущая под ними эмпирического основания.

Кто создаёт спектакли в "Морфеусе"? На сайте нигде не обозначен режиссёр, что очень непривычно.

Дмитрий Копылов: Практически все спектакли выпускал я. Но здесь важен ещё и другой момент: кто продолжает вести постановки, потому что после выпуска спектакли начинают жить своей жизнью, зрители влияют на ход сюжета, ведущий использует те или иные паттерны. Сейчас выпускающими режиссерами являются наши самые опытные ведущие. Они отслеживают качество проведения спектаклей, привносят свои режиссерские задумки, регулярно проводят репетиции чтобы держать актеров в курсе свежих изменений, аккумулируют позитивные "мутации" спектаклей, которые регулярно происходят из-за того что спектакли очень интерактивны.

Как формируется репертуар театра?

Дмитрий Копылов: Первым спектаклем, который идёт уже более 10 лет, стал "Ответ Гиппократа". Сюжет постановки родился, когда один из наших основателей лежал в больнице. Потом появилась комедия "До свадьбы доживёт", потому что мы поняли, что женская аудитория у нас больше мужской. Когда мы решили ввести в репертуар семейный спектакль, появилась постановка "Загадка Амулета": для детей от 7 лет и взрослых. "Вдох" родился во время ковидного локдауна, когда жизнь была абсолютно непредсказуемой и очень хотелось сменить обстановку. Этот спектакль-импровизацию мы стали проводить в онлайн-формате.

Как вы находите актёров для "Морфеуса"?

Дмитрий Копылов: Сначала у нас был очень узкий круг артистов, который расширялся благодаря друзьям друзей. Главный критерий, по которому мы отбирали актёров, - голос и как они могут им играть. Однако сейчас нам нужен уже более широкий спектр навыков. Недавно, например, нам поступил запрос на танцевальный перформанс для корпоратива. Поэтому сейчас мы отбираем артистов, в первую очередь, по голосу, но приветствуются также и другие навыки.

Для корпоративных заказов вы адаптируете формат "Морфеуса" под другие площадки?

Дмитрий Копылов: У "Морфеуса" есть два направления: стационарный театр и лаборатория иммерсивных технологий. В лабораторию к нам постоянно приходят различные заявки. Для корпоративных заказов мы делаем совершенно разные сценарии, не обязательно с закрытыми глазами.

Как появилась идея открыть филиалы театра в других регионах России и даже странах?

Дмитрий Копылов: У нас изначально была цель сделать формат "Морфеуса" популярным. У наших основателей есть мечта: чтобы каждый человек на земном шаре хотя бы раз побывал у нас на спектаклях. Сейчас филиалы театра находятся в Перми, Сочи, Тюмени, Новосибирске, Красноярске, Абакане, Лос-Анджелесе, Барселоне, Лондоне, Любляне, Загребе, а также в городах Китая и Тайваня. Скоро откроется филиал в Белграде и Минске.

В Китае и Лос-Анджелесе ведь абсолютно разная аудитория. Вы адаптируете спектакли под менталитет жителей той или иной страны?

Дмитрий Копылов: "Ответ Гиппократа" - самый универсальный спектакль. Он идёт во всех наших филиалах. Но в Загребе, например, мы столкнулись с проблемой: там люди боялись больше, чем зрители других стран. Они часто просили вывести их со спектакля. Поэтому, конечно, мы сгладили сюжет, сделали его менее напряжённым.

Другие спектакли тоже идут в филиалах?

Дмитрий Копылов: Здесь надо учитывать особенность аудитории. Спектакль "22'07", например, - про пионерский лагерь. То есть, его поймут в тех странах, где есть подобная культура: поймут в Минске и не поймут в Барселоне.

Спектакли в зарубежных филиалах идут на официальном языке?

Дмитрий Копылов: Сейчас за границей очень много русских эмигрантов. Это наша целевая аудитория, поэтому спектакли проводятся на двух языках: на официальном языке страны и на русском.

Какие у вас дальнейшие планы развития театра?

Дмитрий Копылов: Нам хочется расширить спектр наших спектаклей: чтобы каждый нашёл для себя то, что будет ему интересно. Я мечтаю сделать иммерсивный спектакль по классическому произведению. Но это пока планы. А из ближайших премьер посетителей Театра "Морфеус" ждёт премьера художественного руководителя Андрея Арагона "Иное место". Это спектакль про актуальные темы технофобии и технооптимизма.