"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть 75-я: "Зайчик"

Первая киноработа Сони Силкиной — актрисы, документалиста и художника

"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть 75-я: "Зайчик"
© Реальное время

Смотрим первый фильм Сони Силкиной "Зайчик" — короткометражку 2016 года, попавшую на фестиваль независимого кино Sundance. Во многом это автобиографическая зарисовка, ведь автор, изобретатель художественного направления "стремнизм", участник казанских арт-лабораторий, теперь живет в Москве.

А я вот — зайчик

Сначала Софья организовала в 11-м классе выставку "Страсти по ЕГЭ". Пыталась поступить во ВГИК, после училась в Казанском театральном училище, потом — на актерском факультете Института театрального искусства, рекламы и шоу-бизнеса.

Несколько лет она работала актрисой (в частности, в "Углу"), придумала художественное направление "стремнизм", на ее сайте написано, что с середины 2018 года идет работа с "последователями направления" над созданием большой выставки "Рождение стремнизма".

Силкина сняла "Зайчика", когда начала учиться на курсе Filmmaking в Московской школе кино. Куратор — Дмитрий Котов (сценарист "Казуса Кукоцкого" и "Побега"). После она училась там же на отделении режиссуры у Попогребского и Бардина. А также посещала курс "Сценарное искусство" в Высшей школе художественных практик и музейных технологий при РГГУ.Главный герой ее короткометражки — инженер Юра (о том, что он переехал из Подмосковья, мы узнаем из аннотации). В одном из интервью она называет его "гоповатым". И удивляется, что в Москве аренда оборудования обходится дешевле. Потому что его можно заказать в разных местах, а не как в Казани — в одном.Юра (Егор Васильцов), гуляя в самом центре города, садится на скамейки, ищет место, под звуки принтера (это так называемая Office Symphony Артема Горбольского). А потом находит себя на качели, детской горке (все это под офисные звуки). Пока не видит оставленные кем-то детские колготки. Но это же Москва — не интересно людям, кто во что одет. Даже тетушке (Ольга Благая) в намеренно желтом платке и популярным советским справочником по вопросам атеизма и религии, с которой герой затевает напряженный разговор. Характерно, что она на него даже не смотрит. Также как и отец с желтой коляской (Сергей Фролов).

— Кать, а ты кто? — спрашивает герой. — А я вот — зайчик.

И отправляется с коллегой (Ксения Дмитриева) на неловкую прогулку, отвлекаясь от кризиса 25-летнего возраста.

Бабариха и создатель зингшпигель-оперы

Как актриса, Силкина явно запомнилась в сайт-специфик-постановке в рамках "Свияжск АРТели", где хлестко и смешно играла в "Сказке о царе Салтане" злобную сватью бабу Бабариху.

В кино, вероятно, ее самые заметные работы — это новелла "Ликбез" для альманаха "РЕСПУБЛИКА 99" и документальная лента "Дервиши из Дербышек", о которых мы еще напишем.

В театральной режиссуре — зингшпигель-опера (то есть опера с диалогами) об ипотечном кредитовании "Первоначальный Взнос", показанная в декорациях недостроенного здания на Подлужной в рамках театральной лаборатории "Город АРТ-подготовка". Всего у Силкиной семь картин, включая анимационные "Наблюдение за Тихоходками" и "Горячие Новости".

Почему же мы берем самую первую работу? Потому что в ней автор зачастую говорит о себе. До 2016-го Силкина работала актрисой, ей тогда исполнилось 24. Фильм сняли за две смены (причем в первую шел дождь), делали три месяца. В качестве источников вдохновения она назвала цикл Золя "Ругон-Маккары", Бертольда Брехта, фильмы Луиса Бунюэля и Киры Муратовой. А цветовые маркеры применила и в других своих работах.

Исполнитель главной роли, Егор Васильцов, к тому времени играл эпизодических персонажей в сериалах вроде "Интернов" и "Карпова". И сейчас продолжает. Но основная его работа с 2021 года — в Истринском драматическом театре. Там он играет камердинера Карениных в инсценировке по Толстому и Третьего игрока в "Пиковой даме".