"Король-олень": почти как в кино, но в ТЮЗе
Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть 64-я
Смотрим музыкальную балладу в двух действиях 2009 года (6+), вдохновленную пьесой Гоцци и одноименным советским фильмом, спектакль "Король-олень", в котором актеры ТЮЗа совмещают особенности молодежного театра и итальянской комедии.
Фьяба на улице Островского
Напомним, что Владимир Чигишев начал работать главным режисером ТЮЗа в августе 2005 года, начав с "детской" пьесы "Дикий" Владимира Синакевича по мотивам сказки Андерсена "Гадкий утенок" для новогодних каникул, а продолжил "взрослыми" "Бегущими странниками" Алексея Казанцева.
"Король-олень" открывал 77-й сезон театра 9 октября 2009 года. Пьесу с таким названием Гоцци (1720—1806) писал на спор со знаменитым Карло Гольдони, а потом придумал "Любовь к трем апельсинам" и новый жанр — фьяба, где героями становятся персонажи площадного театра, комедии дель арте, в котором есть постоянный состав участников: купец Панталоне, доктор Дотторе, слуги Бригелла и Арлекин, судья Тарталья, вояка Скарамучча и другие. В сказке такой много комедийного и трагического. К слову, в республике "татарским Гоцци" называли Карима Тинчурина.
"Король-олень" — пьеса Гоцци 1762 года, в СССР в 1969-м по ней сняли фильм (во многом вдохновивший Чигишева). Сценарий картины "по памяти" написал Вадим Коростылев — на его основе поставлен спектакль.
Коростылев во время Великой Отечественной войны был тяжело контужен, комиссован по состоянию здоровья, в 1943-м поступил в Литинститут на поэтическое отделение, но вскоре поехал на Север, был руководителем зимовки Карской научно-промысловой экспедиции, в 1951-м выпустил сборник стихотворений, а потом начал писать для московского ТЮЗа и для кино и анимации ("Айболит-66", "Вовка в Тридевятом царстве"). Он автор песен в "Карнавальной ночи".
Драматург — Дурандарте!
Спектакль сразу начинается с условности: четыре человека выходят на сцену, здороваются, переглядываются, признаются, что они работники сцены, текста у них нет — приходится импровизировать. И начинается вступительная ария (музыку к спектаклю писал Юрий Чаплин, чьи композиции порой напоминают даже бессмертные хиты из "Бременских музыкантов).
У Коростылева главный герой волшебник и поэт Дурандарте (Сергей Мосейко), который участвует в действии, сам же его пишет, репетирует отдельные сцены с участниками. Дурандарте дарит королю огромного болвана Дерамо (Ирек Галлямов).
Кстати, памятник напоминает логотип премии "Золотая маска".
А каменный болван похож на советника Тарталью (Алексей Зильбер). Кстати, к площадному театру действо приближал художник Сергей Скоморохов.
Болван поможет королю выбрать невесту — он будет смеяться, если она поведет себя неискренне. Тарталья думает, что женой станет его дочь Клариче (Анна Иванова), но она любит Леандро, сына второго министра Панталоне (Евгений Царьков), а сестра Леандро Анджела (Алсу Густова) без ума от короля. А после Тарталья, избавившись от своего тела, переселятся в тело Дерамо, который стал оленем (так что актеры меняются ролями-образами внутри спектакля).
Людям нужна сказка, говорил Чигишев в интервью: "Сказка как мечта. Причем это, конечно, сказка не для самых маленьких. Скорее, для молодежи". Также он указывал, что его спектакль, конечно, не совсем дель арте, потому что это древнее искусство — им владеют только несколько человек в Италии.