Как отмечали новый год в Вятке сто лет назад

Официальная группа юбилея города Кирова сообщает, что на рубеже 1923/1924 гг. все еще неопределенным оставался статус Нового года как праздника.

Как отмечали новый год в Вятке сто лет назад
© Первоисточник

В среде самих большевиков единого мнения насчет того, нужно его отмечать или лучше игнорировать, не было. В рядах номенклатуры существовала радикально настроенная фракция, члены которой считали праздник «буржуазным предрассудком», «пережитком досоветского прошлого» и т. д.

Но многие лояльно относились к новогодним торжествам, особенно учитывая, что сам В. И. Ленин был не против празднеств. Например, он устраивал знаменитые «ленинские ёлки» в Сокольниках. К тому же присутствовал и интересный социальный подтекст: новогоднюю ёлку многие дети видели впервые, ведь до революции для русских крестьян новый год с наряженной игрушками ёлкой был «барской забавой» и «иноземным новшеством».

Манифестация на Советской площади (на ее территории ныне стадион «Динамо»). г. Вятка. 1918 – 1923 гг.

Однако говорить о некой концепции новогодних торжеств применительно к Вятке того времени нельзя. Празднованию нового года не препятствовали, возможно, так как все усилия были направлены против религиозных торжеств в честь Рождества, которое заменялось «Комсомольским рождеством» и сопровождалось активной антирелигиозной пропагандой. Что же до нового года, то, судя по заметкам в газетах, никаких массовых гуляний, банкетов, работ по украшению города и прочих привычных нам атрибутов праздника тогда не было.

Однако в конце декабря — начале января в Вятке проходили концерты, театральные постановки, кинопоказы и прочие увеселительные мероприятия. При этом организовывались «Красные елки», «Октябрины», празднования «Комсомольского рождества». О том, как вятчане провожали старый и встречали новый год сто лет назад поговорим в этом тексте.

Клубная жизнь

В здании бывшего общественного собрания на перекрестке улиц Ленина и Дрылевского (ныне Спасская) в новогодние праздники активно работал «Новый клуб». Его администрация публиковала анонсы своих мероприятий в «Вятской правде». В конце декабря газета сообщила: «Будет устроена грандиозная встреча нового года. Съезд в клуб к 10 ½ часам. Здание декорировано. Число билетов ограничено». Цены на бронирование столов начинались от 3 рублей золотом и дороже. В развлекательной программе значилась «елка для взрослых» и большой бал-маскарад. Играл оркестр, проводились конкурсы с призами, гости танцевали до 5 утра. Буфет с пивом и винами в начале января был открыт с полудня и до ночи.

Комсомольское рождество

В рамках борьбы с религией и празднования «Комсомольского рождества» в губернском центре перед новым годом прошла серия клубных вечеров для молодежи. 31 декабря юные вятчане собрались в клубах им. Либкнехта, Зиновьева и Урицкого. Здесь они увидели «антирелигиозный вечер – веселую буффонаду о том, как жить не надо». Также организовывались пионерские елки, игры, танцы, хороводы, декламации. На «Комсомольском рождестве» в клубе им. Урицкого присутствовало более 400 человек, из них 300 – молодежь. Вечер стартовал с доклада, потом были представлены «антирелигиозные инсценировки», а затем начались игры и танцы. 29 декабря в этой же аудитории для молодежи организовали промотор атеистического спектакля «Поход пионеров на небо».

Рождение Октябрины Ильиничны

В начале января во Дворце труда при большом стечении публики состоялись «Пролетарские крестины» («Октябрины»)*. Основной задачей подобного мероприятия было показать, что теперь крестить детей следует не в церкви у священников, а в клубе с представителями пролетариата. 3 января «Октябрили» двух девочек: одну принесли родители, а другую приемная мать. Принявшая на воспитание подкинутого ребенка вятчанка Хлебникова «попросила присутствующих произвести пролетарское крещение и дать ребенку имя «Октябрина» и отчество «Ильинична». Другую девочку назвали Верой в честь революционерки Веры Засулич**. На позициях крестных у младенцев теперь были Всемедикосантруд и Союз рабочих местного транспорта***. В конце процедуры «октябрин» собравшиеся увидели спектакль.

Вид на Дворец труда. г. Вятка. 1920 — 1927 гг. Фото: ЦГАКО.

Новогодние подарки: чулки, портфели, рыба и вино

Активны были перед новым годом торговые точки, предлагавшие через рекламу в газетах разные товары. Например, в магазине «Посредник» можно было купить елочные украшения, дамские жакеты, чулки, портфели, гребенки для причесок, ридикюли, парфюмерные изделия русских и зарубежных фабрик, галстуки, бритвы, журналы и т.д. Имелись в продаже канцелярские принадлежности и календари на 1924 год. Значительное место на страницах «Вятской правды» заняла реклама сибирской и астраханской рыбы. Ее можно было приобрести к праздничному столу в магазинах Вятского торгового агентства Уральского райторготделения Госрыбпрома. Магазин вятского Горпотребобщества на улице Ленина предлагал вятчанам вина, пиво и свежие фрукты.

В театре драмы и комедии

Центром культурной жизни по-прежнему оставался городской театр. 1 января здесь можно было увидеть спектакль «Заза» по пьесе А. Биссона и импровизацию древне-греческих классических танцев «Селенэ». Также зрителей радовали комедией про «Семейство Арказановых» и мелодрамой «Ограбленная почта». Любители классики посетили спектакль «Катюша Маслова», созданный по роману Л. Н. Толского «Воскресенье». Подробной рецензии в «Вятской правде» критик под именем «Перо» удостоил спектакль «Чужие», посвященный политическим настроениям русской интеллигенции конца XIX века. «…Финальная сцена растрогала зрительный зал. В остальном исполнение посредственное, но дружное…» — писал автор рецензии.

Городской театр на Театральной площади. г. Вятка. 1920-е гг.

Кино о далекой Калифорнии

Насыщенную программу в новогодние дни предложили вятчанам кинотеатры. В «Прогрессе» с 4 по 6 января показывали фильмы «В тенетах женщин» и «Конкурс красоты». Также на экранах появились криминальная драма о жизни в далекой Калифорнии «Закон человека». В киноафишах акцентировали внимание на том, что в этих американских немых фильмах снималась популярная в 1920-е годы актриса Этель Шеннон.Помимо художественного кино также в «Прогрессе» показывали «видовую картину» «Экскурсия по реке Чуса». В «Колизее» в первых числах января демонстрировали драмы «Дитя солнца» и «Стрелок Беккер», а также фильм о тяготах жизни каторжан «Слезы каторги»****.

Выставки достижений и новая пресса

К предстоящему губернскому съезду Советов Вятской губернии в здании губисполкома была организована выставка. Она наглядно показывала социально-экономическое развитие региона и работу отделов Губисполкома. В тоже время в «Доме крестьянина» студенты совпартшколы открыли выставку литературы, газет, журналов. Выпущен был первый номер стенгазеты «Смычка».

Губернский дом крестьянина. Улица Троцкого (с 1928 г. Большевиков (ныне — Казанская), трехэтажное здание — бывший доходный дом В. Д. Сычугова. В 1923 г. здесь была открыта гостиница «Дом крестьянина» (после коллективизации — «Дом колхозника»). С 1979 г. — гостиница «Колос», ныне — гостиница «Губернская» (ул. Казанская, 79). г. Вятка. 1927 г.

«Штурмуем небо, штурмуем бога…»

Январский выпуск газеты «Вятская речь» открыло стихотворение молодого поэта и публициста Константина Алтайского*****. Традиционно именно он формулировал поэтически итоги года и новые задачи. В своей поэме Алтайский делает акцент на то, что смена 1923 на 1924 г. сама по себе не так важна, как начавшийся седьмой год от Октябрьской революции. Развитие промышленности, электрификация, комсомольское движение противопоставляется «покрывшимся плесенью иконам» и «ставшему ветхим богу». Самая эмоциональная часть стихотворения звучала так:

«…Штурмуем небо, штурмуем бога –

И в гроб религии вбиваем в кол,

Нас было мало, нас стало много,

Мы все, что юно – мы комсомол.

Поповский ладан гнил и угарен

Зачем нам вера, когда есть мозг

У нас есть Маркс, Коперник, Дарвин

И Ленин – гений всемирных грез

Мы нынче смелы, мы нынче юны

Мы – комсомольцы горячих дней

Не в славу бога, а в честь коммуны

Звенят напевы наших песней».

—————————————————————————-----—-——------——————-

Примечания:

* «Дворец труда» был площадкой для собраний, чтения лекций, агитации и пропаганды, выступления артистов и поэтов. В 1923 г. располагался в бывшем корпусе мужской гимназии, ныне это здание Вятской гуманитарной гимназии (Свободы ул, д. 76).

**Вера Засулич (1849 —1919) —деятельница российского и международного социалистического движения, писательница. Известна покушением 1878 г. на петербургского градоначальника Ф. Трепова. В марте 1878 г. суд присяжных полностью оправдал подсудимую и освободил из-под стражи.

***Всемедикосантруд —Всероссийский объединительный съезд профсоюзных организаций медицинских работников. Эта организация — предтеча современного Профсоюза работников здравоохранения — была учреждена на первой конференции представителей разнородных профсоюзов медиков в сентябре 1918 г.

****Кинотеатр «Колизей» построен по проекту инженера вятского губернского земства Петра Шуплецова в 1913 г., снесен в 1979 г. Занимал место на правой стороне ул. Дре[ы]левского в квартале между улицами Володарского и Карла Маркса, само его деревянное здание находилось на месте нового здания художественного музея, за домом № 47 по Спасской.

*****Константин Алтайский (1902 –1978) поэт, писатель, переводчик, в 1923 г. колумнист газеты «Вятская речь» (г. Вятка). В 1938 г. был репрессирован, проходил по т. н. «Делу писателей». Известен как переводчик стихов с казахского, калмыцкого, белорусского языков. Работал биографом Клима Ворошилова.