Войти в почту

Алексей Варламов: Это наш дом - у нас есть традиции отмечать Новый год, и нет оснований менять их

Скоро Новый год. Один из редких общих праздников, который будут отмечать и патриоты, и либералы, и западники, и славянофилы, и верующие, и неверующие, и те, кто "за", и те, кто "против", - все будут встречать Новый год.

Алексей Варламов: Это наш дом - у нас есть традиции отмечать Новый год, и нет оснований менять их
© Российская Газета

Это один из немногих праздников - как День победы или 8 марта - нас объединяющих.

День Победы просто святой день. A у 8 марта мы перемололи революционное содержание и приспособили его под себя. Я все вспоминаю, как в Византии под христианские храмы использовали храмы языческие, освящая их. Преобразить важнее, чем разрушить.

И вот еще нам не хватало ополчиться против Нового года…

Когда я слышу, что кто-то выступает против его празднования, мне трудно представить, что это какой-то анти-христианский бунт. Тем более, что речь о Новом годе, а не о Рождестве.

Мне кажется, что это скорее попытка экспортировать - в достаточно радикальном виде - людьми из других стран в нашу страну те формы религиозной и национальной жизни, которые свойственны им в своих странах. И, конечно, ничего хорошего в этом нет.

Мне кажется, нам надо обратиться к многовековому опыту совместного проживания с российскими мусульманскими народами - татарами, башкирами. В этих республиках одинаково уважаются и христианские, и мусульманские праздники, и все мирно решается. У нас в Литинституте отучилась башкирская группа, сейчас учится группа студентов из Удмуртии и Якутии. Была бурятская группа, татарская. Но национальных и религиозных проблем не возникало.

Будем надеяться, что и в мигрантской среде будет также.

Нам и дальше придется жить рядом с трудовыми мигрантами, вряд ли эта ситуация в перспективе кардинально изменится. И поэтому очень хочется, чтобы брали верх не крайние точки зрения, а здравый смысл. Тут важен "царский", срединный путь. Это вообще касается многого, у нас сегодня почти во всем преобладают крайние точки зрения. Общество разгоряченное, ситуация сложная. Но и в непростой ситуации надо сохранять человечность, не терять голову и руководствоваться здравыми идеями.

Мы все в одной лодке, все - пассажиры одного корабля, и правила нормального цивилизованного общежития и уважения чужой точки зрения, чужих традиций очень важны.

Трудовые мигранты приезжают из средне-азиатских республик, ставших за 30 лет после распада Советского Союза отдельными странами, и там действительно могут действовать какие-то другие принципы жизни. Но я согласен с теми, кто считает: раз они приехали сюда, то первичными должны быть наши, а не их традиции. Они должны в первую очередь уважать наши законы и нашу культуру, и это в свою очередь будет побуждать нас уважать их традиции.

Речь идет об этике гостя. Они в гостях. Это наш дом, у нас есть традиции отмечать Новый год, Рождество и другие праздники. И никаких оснований менять эти традиции нет.

Хочется верить, что в конечном итоге жизнь возьмет свое, догмы рассосутся, а крайние точки зрения отпадут.

Нам сегодня, понимая, что мы живем в историческое время, а оно всегда суровое, а то и безжалостное к людям, важно немного приподняться над ним. И помнить, что оно не вечное, что его сменят какие-то другие времена. И важно в этих переменах не потерять голову, не впасть в безумие, но сохраниться - сохранить свою семью, своих близких, свою работу.

Когда самолет попадает в зону турбулентности, нам говорят - пристегните ремни, оставайтесь на своих местах. Вот и сейчас мы должны пристегнуть ремни и оставаться на своих местах, то есть делать свое дело, а не раскачивать самолет, которому и без того тяжело.

Так что в нападках на Новый год или на Рождество ничего хорошего нет. Но важен - еще раз повторю, срединный, "царский" путь. Если он возобладает, мы будем лучше слышать людей со здравым подходом, умеющих говорить без истерики.

В обществе, мне кажется, есть запрос на то, чтобы сбить подскочившую температуру. Запрос на спокойствие, нормальную интонацию, неоскорбление даже в случае несогласия с человеком. Судя по последней прямой линии президента, он, по-моему, это тоже чувствует.