Семен Спивак поставил спектакль о любовном треугольнике, трудности выбора и умении прощать
Художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак поставил новый спектакль - драму "Глубокое синее море" (перевод Виталия Вульфа). Английский драматург Теренс Рэттиган написал пьесу в 1952 году, ее ставили в театрах Англии и США, в России, и экранизировали, в кино главную героиню играли звезды Вивьен Ли, Рэйчел Вайс.
Сюжет простой: любовный треугольник. Хестер Коллер, замужняя женщина средних лет (Эмилия Спивак), полюбила другого (бывший военный летчик Фредди - Александр Тихановский), ушла к нему от любящего ее мужа - респектабельного судьи (Андрей Кузнецов). Однако Фредди не собирается быть с ней каждую минуту и даже забывает про ее день рождения. Хестер решает покончить с жизнью.
Пьеса "Глубокое синее море" признана одной из лучших в мировой драматургии, посвященных любви и человеческим отношениям. Семен Спивак считает, что она отражает жизнь каждого человека.
Вот что рассказали "РГ" режиссер и актеры.
Эмилия Спивак: Пьеса зацепила меня на каком-то интуитивном уровне, понравилось то, какой выбор делает Хестер в финале. Она разрушала, забывала себя ради так называемой любви, призрачного чувства. А в конце, мне кажется, она делает очень правильный выбор в сторону жизни и света, даже, может быть, Бога - по крайней мере, выбирает что-то более значительное, чем страсть между двумя людьми. Я думаю, после расставания с Фредди она должна встать на ноги, "заземлиться" в хорошем смысле этого слова, зацепиться за какие-то простые, насущные, жизнеутверждающие вещи.
В образе Хестер мы видим слабого человека, который очень долго был сильным. Нужно иметь большую силу, чтобы бороться за любовь, чего-то не замечать, быть терпеливой, прощать. Но я понимаю, что это слабость - вручать ответственность за свою жизнь другому человеку.
Андрей Кузнецов: Мне нравится то, что в результате работы нам удалось сделать с моей ролью. Она ясна и прозрачна. У меня в спектакле три сцены, и они совершенно разные! Это три ступени роста этого человека: как супруги жили сначала, до развода, затем - попытка все склеить, и наконец - счастье, что вот-вот все наладится и будет по-новому. Но, увы, есть ошибка, которую совершил мой герой - всего себя отдав работе, карьере, достижению нужного места под солнцем. Не понимая, что тот нежный и очень хрупкий цветок, я имею в виду отношения мужчины и женщины, требует внимания, ухода за ним, любви. Без этого цветочек может погибнуть. А когда понял и попытался исправить ошибку, было уже поздно…
Роль на сопротивление?
Андрей Кузнецов: Поначалу - да. Какой я бизнесмен? Вот финал мне ближе. На что Уильям пошел ради любимой женщины, что бросил к ее ногам - на мой взгляд, это подвиг. Прощение измены и отказ от собственного счастья - ради счастья любимой.
Вы встречали в жизни таких мужчин?
Андрей Кузнецов: Я думаю, что это все же сказка. К сожалению. В искусстве движет не то, что есть, а то, что может быть. Эта роль в какой-то мере - олицетворение наших мечтаний и фантазий на данную тему. Наверное, есть такие люди, очень хочется верить! Я верю в сказку. Что двигало мной в этой роли? Человек продолжает любить - несмотря ни на что. А что может быть выше любви? Мне кажется, любви и понимания, что такое любовь, сейчас очень не хватает всем нам, и мы своевременно выпускаем такой спектакль. В этом высокая миссия театра. Вырастает живительный цветок, который помогает и зрителям, и нам - актерам, режиссерам. Соприкасаясь с прекрасным, мы все выздоравливаем, становимся лучше.
Фото: Юлия Кудряшова / Молодежный театр на Фонтанке
Главная героиня говорит: "Я получила хороший урок" и "Никогда не поздно начать все сначала". Вы об этом ставили спектакль?
Семен Спивак: Главное - надо жить, несмотря ни на что. Мысль, конечно, общеизвестная. И надо идти вперед любыми путями. Урок Хестер получила грустный - не узнав как следует человека, бросила семью, мужа… Фредди - летчик, он воевал, был ранен. Когда война закончилась, он ощущает радость жизни - он ведь выжил! Ходит по барам, выпивает, играет в гольф, проигрывает. Не может жизнью надышаться. А у нее цель противоположная - завести дом, семью, детей. Она отринула всё - заповеди, каноны, правила приличия, всё, чтобы только быть вместе с любимым мужчиной. А ему душно с ней в одной комнате.
Но тут речь идет не об изменах, а об ощущении жизни. Встреча двух почти сумасшедших людей. Такое бывало едва ли не с каждым человеком. По статистике, только пять процентов людей находят близкого себе человека...
В спектакле также заняты заслуженные артисты России Алла Одинг и Петр Журавлев, артисты Сергей Барабаш, Дарья Вершинина, Станислав Горелов. Художник-постановщик - Николай Слободяник, художник по костюмам - Ника Велегжанинова.