Войти в почту

Ученые оценили влияние креативных индустрий на экономику городов "второго эшелона"

Ученые Томского политехнического университета и Уральского федерального университета при грантовой поддержке Российского научного фонда изучают влияние креативных индустрий на развитие экономики городов "второго эшелона" Урала и Сибири. По итогам исследования им предстоит составить базу данных и электронную карту, отражающие потенциал креативной реиндустриализации таких городов.

Ученые оценили влияние креативных индустрий на экономику городов "второго эшелона"
© Российская Газета

В сферу внимания междисциплинарной научной группы попали индустриальные города Томской, Свердловской, Челябинской, Кемеровской областей, Алтайского края и Ханты-Мансийского автономного округа, а также моногорода Кузбасса, Свердловской и Челябинской областей. Ученые на основе данных 1999-2021 годов оценивали перспективы развития в них креативных индустрий, а также историческое и культурное промышленное наследие как потенциал креативной реиндустриализации.

Эксперты Бизнес-школы и отдела информатизации и менеджмента знаний ТПУ занимаются разработкой теоретико-методологической концепции и экономико-математических моделей креативной реиндустриализации.

По словам одного из авторов проекта, доцента Бизнес-школы Ирины Антоновой, термин "креативная реиндустриализация" вводится впервые. Под ним подразумевается трансформация экономики индустриальных городов через развитие креаиндустрий. Учитывается диверсификация экономики за счет креативного бизнеса, ревитализация (когда в заброшенных зданиях заводов открывают музейные объекты или рестораны), развитие промышленного туризма с историческим переосмыслением промпроизводства, благоустройство территорий. "На сегодняшний день остро стоит проблема пространственной дифференциации экономического пространства России. Есть основания полагать, что развитие креативных индустрий только в крупных и крупнейших агломерациях страны лишь усилит данную тенденцию. Именно поэтому так важно обращать внимание на города "второго эшелона", - отмечает Ирина Антонова.

В конце этого года ученые получили свидетельство о регистрации базы данных "Потенциал креативной реиндустриализации городов "второго эшелона" Урала и Сибири", аналогов которой нет. Исследования также помогли департаменту культуры Томской области в анализе данных о развитии креативных индустрий в регионе - в частности, в городе Стрежевом.

В частности, ученым удалось доказать, что креативные индустрии в моногородах подражают модели развития моноотрасли, показывая большую эффективность при более высокой концентрации выручки среди максимального числа организаций.