Скажи "Аррр": в Воронеже представили вечер современной хореографии
Два пластических спектакля в постановке известных молодых хореографов из Москвы вошли в репертуар центра культуры и искусства "Прогресс". "0,5 пустоты" Виктории Арчая и "Аррр" Павла Глухова объединены в один вечер. Разные по стилистике, они схожи по сюжету: артисты обыгрывают внутренний диалог персонажа (в первой части - женщины, во второй - мужчины), который пытается определить, чего он хочет на самом деле.
Оба хореографа ранее выпускали спектакли на сцене воронежского Камерного театра, где есть своя труппа современного танца. В "0,5 пустоты" занята экс-руководитель этой труппы Ульяна Чепурина, в "Аррр" - действующие солисты Николай Гаврилин и Игорь Прудской. Зал "Прогресса" значительно меньше, танцоры находятся на расстоянии вытянутой руки от зрителей в первом ряду. Это создает особенную атмосферу и накладывает особую ответственность на артистов - и за точность в пластике, и за драматическую игру. Тем более что постановщики предусмотрели в действии "пустоты", где исполнителям нужно долго чисто актерски удерживать внимание публики при минимуме звуков и движений.
Виктория Арчая определила свои "0,5 пустоты" как "хореографическое исследование полумер". Героиня борется с безобидным, казалось бы, желанием просто выпить воды. Или хотя бы отпить из стакана, который то ли наполовину пуст, то ли наполовину полон. Двигает его по паркету, отставляет, подносит к лицу и едва не роняет, нервно нарезает круги, ныряет в свои грезы о воде с головой (в шапочке для плавания)… Решительно ограничивает себя в малом, отвечая на прямой вопрос хореографа, голос которой звучит в записи: "Я не хочу сейчас пить из этого стакана!".
Текста, к слову, в спектакле на удивление много, что может упростить восприятие тем, кто настороженно относится к хореографии без либретто. Виктория рефлексирует на тему бега времени, вспоминает покойную тетю, с которой когда-то на всю жизнь переела венских вафель, смеется над восприятием своей профессии - а Ульяна тем временем исследует стакан, разрешает себе несколько капель…
Тему того, что мы разрешаем себе, а что предпочитаем подавлять, развивает "Аррр". Спектакль был поставлен три года назад как фестивальный проект, стал лауреатом dansePlatForma-2020 (Калуга/Монпелье), участвовал в нескольких международных смотрах и фестивале современного искусства "Сахарница" в Рамони под Воронежем.
Звукоподражание в названии - символ звериного начала, которое Павел Глухов исследует на близком ему, мужском, примере. Дуэт танцоров, подобранных по принципу контраста (уравновешенный блондин и задиристый шатен), построен как столкновение двух сторон одного "Я". А может, и реального самоощущения обыкновенного человека, скромного (если не сказать - зажатого), со стереотипом о "настоящем мачо".
Персонаж Николая Гаврилина несмело переминается перед публикой и всячески избегает контактов со своим визави - Игорь Прудской, напротив, с хамоватостью шпаны провоцирует его на конфликт, заставляет подчиниться, унижает. Действует увлеченно и раскованно, на грани фола. "Я! Я-ааа!!" - на все лады повторяет он, доходя до животного рева. Его двойник-жертва - существо до поры бессловесное, но все-таки умеющее сохранять достоинство. Гуттаперчевый Гаврилин, которого только что с "настоящим мужским" напором превратили в отбивную, собирает себя по кусочкам, выставляет поровнее трясущиеся ноги - и принимает вызов.
Публику ждет зрелище бешеного поединка: танец двойников, соперничающих за место на единственном стуле, - захватывающее соревнование в ловкости, скорости, силе мышц и воли. Один отдается ему самоотверженно, другой явно мухлюет и экономит энергию для издевательских выпадов. Хореографу и артистам не откажешь в изобретательности и чувстве юмора. Зрительский успех "Аррр" обеспечивают эффектные силовые приемы и оригинальные поддержки, забавная и точная пантомима в паузах, неожиданные повороты сюжета.