Елена Бородина: «Когда другие строят лодки, мы строим маяки»
В учреждении дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр» Балашихи вот уже 13 лет работает Центр наставнической деятельности и работы с молодыми специалистами. В Год педагога и наставника Центр признан «Лучшей практикой наставничества в сфере образования Подмосковья», его специалисты представляли наш регион и Центральный федеральный округ на «Форуме наставников — 2023» на ВДНХ. О том, как развивалось это направление и каких результатов удалось добиться, рассказывает руководитель Центра методист Елена Бородина. СПРАВКА Елена Павловна Бородина окончила исторический факультет Московского областного пединститута имени Н.К. Крупской (ныне Государственный университет просвещения). С 1989 года вырастила четыре поколения молодых специалистов. Почётный работник сферы образования РФ. В 2010 году стала победителем конкурса лучших учителей России нацпроекта «Образование», в 2014 году — «Лучший учитель-предметник» в конкурсе на премию губернатора Московской области за особые заслуги и успехи в профессиональной деятельности, в 2013 и 2014 годах — лауреат премии «Наше Подмосковье». В 2020 году во Всероссийском конкурсе «От призвания к признанию» Центру наставнической деятельности и работы с молодыми специалистами из Балашихи присуждена высшая награда премии «Золотой фонд российского образования» в номинации «Лучшая наставническая практика муниципальной системы образования». — Елена Павловна, когда и как в Балашихе появился Центр наставнической деятельности и работы с молодыми специалистами? — Мысль о сообществе молодых педагогов впервые возникла, когда в 2011 году в гимназию № 11 тогда ещё города Железнодорожного пришло 12 молодых специалистов — моих бывших учеников. Нам хотелось, чтобы вновь прибывшие специалисты остались работать в учреждении на долгие годы. Возникла идея создать школу молодого педагога, которую мы назвали «Надежда», позже к нам присоединились другие общеобразовательные учреждения города. В Железнодорожном в то время работала Ассоциация педагогов-новаторов, они тоже подключились к работе с молодыми педагогами. Первым совместным мероприятием с молодыми педагогами и наставниками был круглый стол «Тернистый путь моей профессии», который мы провели накануне 2011-2012 учебного года. — Какие цели ставили перед собой? — И тогда, и сейчас Центр решает вопрос закрепления молодых педагогов в системе образования города, а нашей целью является обеспечение образовательных учреждений молодыми квалифицированными кадрами, способными в современных условиях работать результативно и эффективно. Мы хотим, чтобы молодым учителям нравилось работать в школе и они остались там трудиться дальше. В 2012 году в нашем Центре было около 30 молодых специалистов. После объединения с Балашихой в 2015 году число молодых педагогов стало ещё больше, а сейчас сообщество объединяет полторы тысячи человек. Увеличилось и число муниципальных наставников, в начале нашего пути их было пять, а сейчас — 76 педагогов, они являются наставниками не только у себя в школе. — Что объединяет людей в сообщество? — Мотивация педагогов к саморазвитию, заинтересованность молодых специалистов и их наставников в результате работы. Мы ориентируемся на открытость, доверие, субъектность, неформальное общение и поддержку. Сегодня сообщество — это не только Центр наставничества, который включает 49 членов Ассоциации лучших педагогов Балашихи и 15 предметных мастерских. Это ещё и школа тьюторов, и сеть амбассадоров, лаборатория молодых специалистов и начинающих педагогов — «Лаборатория МЧС», которая ориентирована на профессиональное развитие и образование педагогических работников в возрасте до 35 лет. Среди более тысячи участников лаборатории — большая часть педагогов со стажем работы до трёх лет. Большая Балашиха — Какой багаж опыта и знаний удалось накопить за это время? — За 13 лет работы наш Центр вырастил немало педагогических кадров для города. Нам приятно, что наши практика и опыт наставничества Балашихи интересны и тиражируются не только в Подмосковье, но и в других регионах России. Мы являемся шефами для организаций и методических служб других городов. В июне 2023 года на ярмарке инновационных практик организации наставничества педагогических работников Московской области из 26 практик наших было 10. Нам есть чем делиться. — Какие мастер-классы вы проводите для молодых педагогов Подмосковья? — Да, у нас много проектов. На январском региональном слёте «Учитель-учителю», мы проводим мастер-классы предметные, метапредметные и творческие. На слёте их бывает до 40. На площадке Ресурсного центра педагогического образования Подмосковья в цикле интерактивных вебинаров «Академия педагогического мастерства» мастер-классы ежемесячные. За учебный год таких дистанционных мероприятий около сотни, на них мы показываем приёмы эффективной работы по обучению, воспитанию, развитию компетенций. В проекте «Психологическая беседка» на тренингах идёт разбор сложных ситуаций на практике. Также мы выступаем с лекциями на разных площадках региона, организуем форумы, фестивали педагогического мастерства. К работе подключаются молодые педагоги со всей Московской области. — Есть ли новые проекты? — Наша деятельность изначально выстроена на научных основах и грамотных управленческих решениях и соответствует современным методологическим подходам. В 2020 году мы прошли пандемию с дистанционными формами работы, тогда образование России внедряло наставничество, а мы уже были готовы к этому вызову и помогали другим. Сейчас мы реализуем муниципальный проект «Развитие системы наставничества в городском округе Балашиха» для молодых педагогов на 2022-2025 годы в формате «учитель — учителю». В 2023 году мы второй раз открыли региональную инновационную площадку «Трансформация наставничества в Московской области: идеи, подходы, технологии и инструменты» для специалистов муниципальных методических служб, директоров школ, педагогов-наставников и методистов. — Методическая работа — одно из направлений работы системы образования и вашего Центра. Есть же и другие? — Да, это разные событийные мероприятия, которые мы проводим как региональные, такие как педагогические чтения, круглые столы, конференции идей «Калейдоскоп воспитательных дел», командный митап «4К современного мира», образовательные путешествия «Путь героя», на которых молодые педагоги получают знания самостоятельно или взаимодействуя с другими. Профессиональные конкурсы являются важной частью работы с молодыми специалистами. Конкурс эссе «Моя профессия» четвёртый год является межрегиональным с международным участием. В прошлом году в нём участвовало более 300 человек, кроме Балашихи это ещё 216 молодых учителей из 101 образовательной организации Московской области и других регионов России. В региональном конкурсе «Мой урок по ФГОС» из 25 участников из Балашихи семь человек стали победителями, а девять — призёрами. Также большой популярностью пользуются конкурс «Мой первый открытый урок» и муниципальный конкурс профмастерства «Педагогический Олимп», где присуждаются звания лучшего молодого специалиста и лучшего наставника года в сфере образования и, конечно, муниципальный этап регионального конкурса «Педагогический дебют». Большая Балашиха Большая Балашиха — Расскажите о конкурсе «Педагогический дебют». — Конкурс «Педагогический дебют» проводится в Московской области ежегодно с 2015 года, организатором выступает региональное министерство образования. Его цель — развитие творческого потенциала, самореализация молодых педагогов и помощь в усовершенствовании системы образования Подмосковья. Это хорошая площадка для развития профессиональной смелости и самостоятельности молодых специалистов, повышения авторитета и престижа педагогической профессии. В 2023 году в конкурсе участвовал 31 молодой специалист из Балашихи, и в финал вышли семь педагогов. Победитель муниципального этапа — учитель физической культуры школы № 30 Татьяна Киреева, она представит Балашиху на областном этапе конкурса, который пройдёт в Орехово-Зуево в декабре. — А победители регионального этапа были? — Мы гордимся нашими молодыми коллегами. В 2021 году абсолютным победителем областного конкурса стала учитель математики школы № 27 Тебенькова Дарья. Во Всероссийском конкурсе «Педагог будущего Российского образования» в 2022 году 15 молодых специалистов из Балашихи награждены дипломами I и II степени. В этом году среди участников конкурса — 53 педагога. — Ваш Центр — организатор ежегодного спортивно-оздоровительного праздника «Спортфест»… — Мы проводим спортивный праздник для молодых педагогов Балашихи в первую субботу сентября каждого нового учебного года. «Спортфест» — это приятная традиция, источник энергии. Игры и эстафеты проходят на одном дыхании, на таких совместных мероприятиях все желающие имеют возможность провести время в дружеской компании, набраться сил и на позитивной ноте войти в новый учебный год. В 2023 году в «Спортфесте» участвовало 128 молодых педагогов из 48 образовательных организаций города. Мы организуем интеллектуальные квизы с клубом «Разумные люди», творческие вернисажи, выставки, проекты в тайм-менеджмент клубе «Лига «Время», также продолжает работу виртуальное кафе «Учительская». — Чтобы вы хотели пожелать вашему большому педагогическому сообществу молодых педагогов и наставников? — У нас есть девиз: «Делать то, что нужно людям!» Мы все хотим, чтобы молодым специалистам было комфортно в школе, поэтому я бы сказала — не бойтесь мечтать и делайте! Воспитание детей — сложнейшее из дел, но поэтому и очень интересное! Мы долгие годы просеивали многообразный опыт наставничества, чтобы определить важные вехи профессионального пути молодого педагога. Научились не проходить за него путь, а помогать выстаивать собственные профессиональные маршруты и набираться опыта. Мы вместе овладеваем навыками и изучаем новое. И когда другие строят лодки, мы строим маяки. Хочу пожелать молодым коллегам быть маяками! Валентина Чубенко