Войти в почту

В Вологде завершился проект «Школа серьёзного чтения»

В Вологодской областной универсальной научной библиотеке им. И. В. Бабушкина завершился проект «Школа серьёзного чтения». Накануне прошла последняя лекция профессора Сергея Баранова.

В Вологде завершился проект «Школа серьёзного чтения»
© Вологда.рф

«Все слушатели здесь уже умеют читать. Моя задача не научить людей складывать буквы в слова, слова — в предложения, а предложения — в текст. Речь пойдет о серьёзном чтении, которое подразумевает два смысла. В частности, будем обсуждать, что читать. Это может быть литература школьной программы, те книги, которые могли бы в нее войти и которых в ней нет. Поверьте, даже "Приключения Буратино" претерпели серьезные филологические исследования, а ученые пришли к занимательным выводам», — рассказал лектор проекта, кандидат философских наук, доцент заведующий кафедрой литературы Института социальных и гуманитарных наук Вологодского государственного университета Сергей Баранов.

Проект «Школа серьёзного чтения» стал победителем конкурса на получение государственных грантов Вологодской области в сфере культуры в 2022 году. Сумма грантовой поддержки составила 150 тысяч рублей. Цель проекта — научить читать книги правильно.

Всю свою жизнь Сергей Баранов посвятил изучению литературы и русского языка. Иногда складывается культурологическая обстановка, при которой чтение в жизни человека отходит на задний план.

«Бывает и другая ситуация, которую называют "Библиоскопия": человек потребляет книги, но не улавливает сути, просто разглядывает буквы и слова. Отсюда возникает проблема серьезного чтения, которую я должен помогать решать, насколько могу», — говорит Сергей Баранов.

Лекционные занятия школы стартовали 8 февраля. Сергей Баранов провел 11 лекций — цикл тематических лекций, посвященных конкретным авторам и произведениям. Они проходили один-два раза в месяц. Послушать одного из самых уважаемых людей в вологодской литературной среде приходили школьники, бывшие и нынешние студенты, библиотекари, сотрудники сферы образования и другие вологжане разных возрастов: самому младшему гостю было семь лет, а самому старшему — 70.

Тематики лекций были разнообразные. Свое первое занятие цикла он посвятил теме «HomoLegens — человек читающий». На лекциях обсуждалось творчество Василия Белова, Фёдора Достоевского, Николая Карамзина и других. В завершение каждой лекции Сергей Баранов задавал вопросы для рассуждения, на которые слушатели могли отвечать либо «для себя», либо прислать ответы организаторам школы. 20 декабря прошла заключительная лекция, которая была посвящена творчеству Евгения Водолазкина и его роману «Лавр».

Самые активные слушатели школы, посетившие девять и более лекций в рамках проекта, на последнем занятии получили подарок от лектора, в котором были сертификат об окончании «Школы серьёзного чтения» и книга.