В Воронеже отметили 85-летие великого режиссера-кукольника
Видеопоказы спектаклей Валерия Вольховского и творческий вечер в память о нем состоялись в театре кукол "Шут". Один из самых ярких режиссеров-реформаторов, изменивший представление о том, каким должен и может быть кукольный спектакль, проработал в Воронеже 16 лет. Выпустил 30 постановок для детей и взрослых. Эти работы получали престижные премии на фестивалях за рубежом. Некоторые спектакли мастера идут до сих пор, иные можно посмотреть в записи в интернете.
Вольховский родился 16 декабря 1938 года и умер 20 лет назад, 19 сентября 2003-го. Его режиссерские поиски начались еще в конце 1960-х - в Белгороде, где Валерий Аркадьевич стал первым профессионалом в руководстве местного театра кукол. У будущего мэтра уже тогда были четкие представления о том, как должно развиваться это тонкое сценическое искусство, дающее массу возможностей для серьезного разговора со зрителем. Как часто бывает, профессионализм и принципиальность не пришлись ко двору. Вольховского уволили, спустя годы признав это одной из крупнейших ошибок белгородских управленцев от культуры.
Ну а режиссер, конечно, не затерялся - ставил в Орле и Брянске, 10 лет провел в Челябинске. Театры "уральской зоны" в эпоху застоя были пространством свободного (или почти свободного) поиска. Здесь Вольховский смог воплотить те идеи, которые позже вошли в традицию. Он убрал с подмостков "площадную" ширму, за которой прятались актеры. Дал им "право голоса", сделав их отношения с куклой важным пластом всего спектакля. Поставил акцент на многослойности действия - чтобы даже спектакль для самых маленьких не сюсюкал со зрителем и был интересен в любом возрасте.
"Вырастить настоящего человека можно только не опускаясь перед ним на корточки... Да и просто маленьких людей не бывает", - говорил мастер.
Его волновали острые темы: засилье пошлости, одиночество мыслящего и одаренного человека, замкнутый круг отечественной истории, рождение фашизма в обществе, скрепленном комформизмом. "Театр для меня - это способ выразить свою боль, свое отношение к жизни, способ познания самого себя. Театр дает мне счастливую возможность понять процессы, происходящие в мире..." - признавался Вольховский.
"Театр для меня - это способ выразить свою боль, свое отношение к жизни, способ познания самого себя"
Как вспоминает его многолетний соавтор, главный художник Воронежского театра кукол Елена Луценко, режиссер мог годами искать произведение, которое бы помогло раскрыть мучившую его тему, и обдумывать замысел спектакля. К примеру, на "Карьеру Артуро Уи, которой могло не быть" (по антифашистской пьесе Бертольта Брехта) и "Озерного мальчика" (по грустной притче Павла Вежинова) ушло по шесть лет.
"Мы всегда много обсуждали, почему тот или иной сюжет надо раскрыть средствами именно кукольного, а не драматического театра. Рождались метафоры, которые потом воплощались в сценографии. Например, в "Озерном мальчике" герой - ребенок с богатой фантазией, который страдает от непонимания со стороны взрослых. У куклы огромные печальные глаза и крошечный рот, который не открывается: мальчик как будто немой, его никто не слышит. Неслучайно ему проще с рыбами, чем с людьми... - отметила Луценко. - В "Мертвых душах" центром композиции стал деревянный стул - символ места, которое все хотят занять. Он стоял на постаменте с лавровыми венками, как памятник государству российскому. И был, как корабль ракушками, облеплен всякой всячиной: домишки, церкви, дворянские усадьбы, кладбища… строительные леса - ведь страна все время строится, но как будто застыла во времени. Мир несется мимо, а она так и стоит. И колесо на этом стуле крутилось, когда Чичиков ехал к очередному помещику. Одно колесо, на котором далеко не уедешь".
Переехав в Воронеж в 1987 году, Вольховский перенес туда часть знаковых постановок. Знакомство с местной публикой началось премьерой "Процесса над Жанной д.Арк..." - пронзительного разговора о конфликте между обществом и властью с одной стороны (их воплощали страшноватые куклы-маски) и неуправляемой, непредсказуемой, несгибаемой личностью, сила которой лишь в убеждениях, - с другой. Монолог Жанны, который на вечере памяти режиссера прочла игравшая ее в "живом плане" актриса Любовь Марчук, и сегодня звучит как набат.
Легендарные "Мертвые души" Вольховского были, к счастью, качественно записаны на видео командой Челябинского телевидения. Фильм и сегодня остается актуальным не только по содержанию (Гоголь в инсценировке Булгакова дает универсальный ключ к пониманию российской жизни), но и по форме. Сакраментальная тройка с мелким бесом на облучке и бледными крестьянами (каретник Михеев, плотник Степан Пробка, Елизавета Воробей…) вместо лошадей по-прежнему мчится, не двигаясь с места. А на стуле восседает востроносый подвижный Чичиков, решительно не понимающий, что он сделал не так.
С Гоголем у режиссера была какая-то особенно прочная связь. Неслучайно "духовным завещанием" его стала "Шинель", поставленная в Воронеже в 2001-м. Спектакль пока остается в репертуаре, пусть и с другим составом артистов. И сморщенный рыжий Башмачкин всякий раз, как в первый, погибает от крушения мечты. В одном из интервью Вольховский пояснил, чем ему дорог этот герой: "Жил себе маленький человек с маленькой идейкой, а пришли жлобы и отняли ее. Да, он маленький. Ну и пусть бы жил, ведь у жлобов и таких идей не бывает..."
А самому Валерию Аркадьевичу был дорог "Соломенный жаворонок", сочиненный вместе с Виктором Новацким и Юрием Фридманом на основе фольклора средней полосы. Сюжет почти мифологический: мальчик идет звать солнце, преодолевает страхи и испытания, возвращает людям весну и попутно становится взрослым. Народные традиции, языческие и христианские, пение в аутентичной манере (Вольховский дружил с ансамблем Дмитрия Покровского, возрождавшим аутентичную манеру исполнения фольклора), простые куклы из соломки и мешковины, как будто сделанные для крестьянских детей. Запись постановки очень несовершенна, звук временами ускользает (для спецпоказов театр снабдил видео субтитрами). Но и в таком изводе, подобном слепой машинописной копии, можно почувствовать, насколько это был сильный и честный спектакль.
Воронежский театр по мере возможности сохраняет постановки Вольховского. В афишу даже вернули два его шедевра - "Легенду о добром сердце" и "Маленького принца". Но театр - искусство мимолетное. Не за горами, наверное, время, когда спектакли мастера уйдут из репертуара. Но его наследие останется, ведь оно давно легло камешком в фундамент современного театра кукол, стало частью живой - развивающейся - традиции.
Кстати
В воронежском краеведческом музее открылась выставка "Вольховский: путь Мастера", куда вошло более 150 предметов: фотографии и документы режиссера; эскизы к спектаклям, куклы и костюмы из постановок, сделанных в соавторстве с заслуженными художниками России Еленой Луценко и Александром Ечеиным. Пройти по ней можно самостоятельно или с экскурсией - билеты доступны в кассе и на сайте музея, запись ведется по телефону (473) 252-04-56. Экспозиция продлится до 20 января 2024 года.
Прямая речь
Татьяна Ечеина, заслуженная артистка России:
- Валерий Аркадьевич говорил, что создает театр как дом. Дом, в котором бы жили люди, работающие на одно дело. Для него спектакли были и результатом, и предлогом для жизни.
Артем Вольховский, сын режиссера:
- На детях, как вы знаете, природа отдыхает... Единственное, в чем я смог превзойти папу, - знаю химию на пять, а у него была тройка. Мой отец своими спектаклями продолжает учить меня и жизни, и режиссуре, и всему, что в мире есть хорошего.