Почему современная архитектура опасна для птиц
Новосибирск населяют много видов птиц. Есть те, что живут постоянно - голуби, воробьи, синицы, вороны. И они хорошо приспособились к городской среде. Весной появляются утки, ласточки, стрижи, множество певчих птиц. Зимой залетают снегири, дрозды, свиристели. И вот для перелетных город таит немало опасностей. Большинство горожан об этом не подозревают. Но вот, например, дворники, нередко наблюдают трупики птиц под окнами многоэтажек и офисных зданий с остекленными фасадами.
Больше всего птиц погибает в конце лета - начале осени, когда они начинают перемещаться на юг. Люди подбирают травмированных птах и отдают на лечение волонтерам, реже за свой счет несут показать ветеринару. По оценке специалистов, выживает, но получает травму каждая десятая птица, столкнувшаяся со стеклянным фасадом.
Прозрачные или зеркальные поверхности сливаются с небом и окружающей природой, и птицы не воспринимают их как препятствие и врезаются. Как рассказал "РГ" новосибирский орнитолог Алексей Яновский, томские специалисты установили, что такие мелкие лесные птицы, как синицы, московки, поползни, могут разбиваться даже об окна пятиэтажек, если в них отражаются кроны деревьев, растущих во дворе.
- Сам я подбирал разбившихся о стекла снегирей, дроздов, свиристелей в парках и скверах около построенных среди деревьев и кустов павильонов кафе с зеркальными или стеклянными стенами. В первые годы функционирования метромоста сообщалось о массовой гибели синиц и воробьев внутри этого сооружения. Острота этой проблемы заметно снизилась, когда окна в стенах метромоста прикрыли заглушками, - говорит орнитолог.
Когда в городе построили Бугринский мост, то перелетные и кочующие пернатые стали разбиваться о прозрачные детали противошумовых заборов вдоль подъездов к мосту. Проблема частично разрешилась сама собой через несколько месяцев, когда заграждения помутнели, покрылись пылью и копотью и стали видимы для птиц. Это же касается остекления. Со временем оно тускнеет и становится менее опасным, но до первой генеральной уборки.
Еще более коварна вечерняя подсветка зданий. Многие птицы мигрируют по ночам и, видя яркое пятно света, летят на него и врезаются в стену. Орнитолог Елена Шнайдер пояснила, что птицы прекрасно ориентируются в темноте, но резкий перепад освещенности их пугает, и оказавшись в подсвеченном участке, могут уже не вылететь обратно в темноту. Замкнутые дворы или дворы-колодцы являются ловушками для птиц. Попадая в такое пространство, птаха начинает в панике метаться. Она не понимает, что ей нужно всего лишь подняться на пару метров вверх и перелететь преграду. Еще больше усиливают дезориентацию в таких дворах стеклянные поверхности.
Елена Шнайдер вспомнила случай, произошедший в новосибирском Академгородке. Как-то ночью во внутренний двор Новосибирского государственного университета, который как раз представляет собой замкнутое пространство, ярко освещаемое ночью, залетела сова и металась до рассвета. Когда солнце взошло, она увидела, что вверху есть пространство и перелетела периметр. Несколько часов полной дезориентации оказались для совы большим стрессом. С точки зрения безопасности вполне понятно, почему строители предпочли такую архитектуру здания - охрана прекрасно видит, что происходит в хорошо просматриваемом и освещенном дворе. Но учитывая, что здание вуза окружает лес, то наверняка то была не единственная сова, оказавшаяся в ловушке.
Специалисты говорят, что проблема гибели птиц только будет нарастать, так как стеклянные фасады и большие окна в зданиях - это текущие тенденции в архитектуре и отказываться от них никто не собирается. Однако находятся застройщики, которые, узнав о проблеме, не отмахиваются от нее, а стараются узнать о возможных решениях, ведь никто не хочет видеть мертвых птиц на подведомственной территории. Наибольший удар по имиджу могут получить жилые комплексы, которые позиционируют себя как места для комфортного проживания семей с детьми.
Решения, которые предлагаются для предотвращения гибели птиц, не такие уж сложные. Архитектор Дарья Кисельникова рассказывает, что всё большую популярность начинают приобретать специальные наклейки на окна в виде силуэтов хищных птиц. Такие за небольшие деньги можно найти в интернет-магазинах. Изображения хищников воспринимаются птицами как угроза и не дают врезаться в невидимую преграду. Другой способ - нанесение геометрического узора на стекла. Это также делает поверхность более заметной для птиц.
В последнее время стали появляется в продаже ультрафиолетовые маркеры и такая же краска. Ими можно разрисовывать стекла с наружной стороны и тем самым создать преграду для птиц. Человеческому глазу такие изображения незаметны - мы по-прежнему будем видеть прозрачное стекло. А зрение птиц как раз устроено так, что они видят ультрафиолетовое излучение. Один недостаток - такие изображения быстро смываются. Елена Шнайдер рекомендует, разрисовывать стекла хотя бы в период миграции птиц и во время вылета птенцов из гнезда. Также преграды можно создавать, натягивая в створе окна струны из лески. Их птицы будут замечать издалека.
Интересное решение нашла одна коммерческая организация в пригороде Новосибирска, у которой офисное здание имеет внутренний дворик. Он создавался для того, чтобы сотрудники в течение рабочего дня могли отдохнуть на свежем воздухе в окружении зелени. Но об отдыхе даже думать не хотелось, когда во дворик залетали птицы, метались и бились о стены. Как рассказала архитектор Дарья Кисельникова, на ветки деревьев повесили специальные визуальные отпугиватели - желто-красные виниловые шары с крупными черными точками. Непосвященным может показаться, что это архитектурная инсталляция в стиле современного искусства. На самом деле это гипертрофированное изображение глаза хищной птицы, распугивающее более мелких птиц. Теперь редкая пташка окажется внутри двора.
Что касается подсветки зданий. В других странах некоторые собственники соглашаются включать ее фрагментарно или же вовсе отключать на время, например, в период массовой миграции птиц с середины августа по середину октября. В Новосибирске же только в одном жилом комплексе попытались пойти по этому пути. Но столкнулись с тем, что под покровом темноты вандалы стали чаще портить стены, после чего вечернюю подсветку вернули.