"КИНЕФ" внедрил систему непрерывной подготовки кадров
В своем Послании Федеральному собранию РФ президент России поставил задачу в ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для ключевых отраслей российской промышленности, а также существенно расширить федеральный проект "Профессионалитет", в рамках которого предприятия вместе с учебными заведениями формируют образовательные программы исходя из потребностей экономики. Киришский нефтеперерабатывающий завод, ООО "КИНЕФ", принимает участие в реализации проекта "Профессионалитет", вместе с Киришским политехническим техникумом готовит кадры по специальности "Переработка нефти и газа". При этом в руководстве обращают внимание на проблемы, с которыми сталкиваются производственники и те, кто готовит молодых рабочих для завода.
На первый взгляд, градообразующее предприятие города Кириши, да еще и работающее в финансово благополучной нефтеперерабатывающей отрасли, вообще не должно иметь проблем с привлечением рабочих, специалистов среднего и высшего звена. А лишь отбирать самых лучших из имеющихся кандидатов на работу в "нефтянке". Но этот поверхностный взгляд не учитывает нынешних российских реалий. Как свойственных всей стране, таких как падение престижа работы в производственной сфере и миграция молодых людей в мегаполисы в поисках легкого заработка, так и региональных, например, роста уровня оплаты труда в других отраслях промышленности Ленобласти и на больших северных стройках, создающих острую конкуренцию за персонал.
"Не замечать" меняющуюся реальность, сетовать на неблагоприятные обстоятельства - выбор слабых. Один из флагманов своей отрасли, предприятие высоких производственных и социальных стандартов, КИНЕФ к таким никогда не относился и не относится. Поэтому к нынешней ситуации на рынке труда, характеризующейся дефицитом квалифицированных работников в промышленности, на нефтеперерабатывающем заводе были готовы, и сегодня делают все необходимое, чтобы решать проблему не на словах, а на деле. "Мы никогда так не занимались молодежью, как сейчас занимаемся. Взялись капитально", - говорит генеральный директор ООО "КИНЕФ" Вадим Сомов.
Как известно, переработка нефти - процесс непрерывного цикла, он идет в круглосуточном режиме. Штат специалистов, обеспечивающих этот процесс, должен быть укомплектован на всех уровнях и во всех сменах, а значит, предприятие не может себе позволить долго держать незаполненными вакансии технического персонала. Этой логике непрерывности подчинена и подготовка кадров для завода. Ее основными принципами являются максимальная связь учебы и производства, обеспечивающая бесшовный переход от обучения к реальной работе, продуманная система наставничества и корпоративной поддержки для молодых сотрудников. А основным партнером завода в кадровой сфере является Киришский политехнический техникум. Чтобы понять "вес" этого среднего профессионального учебного заведения в обеспечении потребностей завода, приведем такие цифры: в 2023 году на предприятие принято 90 новых сотрудников, из них 70 человек являются выпускниками техникума. Всего же за период с 2018 по 2023 год на завод трудоустроены 572 молодых рабочих и специалиста.
Чтобы обеспечить эффективную подготовку квалифицированных кадров в рамках проекта "Профессионалитет", между предприятием и техникумом налажена система партнерских отношений. Прежде всего она подразумевает непосредственное участие завода в составлении учебных программ, чтобы будущих рабочих готовили в техникуме с учетом специфики конкретных рабочих мест. Так, сегодня предприятие больше всего нуждается в операторах технологических установок, операторах товарных, машинистах компрессорных установок, слесарях по ремонту установок, прибористах, электромонтерах по ремонту и обслуживанию электрооборудования, а также в сотрудниках вспомогательных производств - монтерах пути, трактористах, слесарях-сантехниках, персонале заводских столовых. С учетом этого в Киришском политехническом техникуме подготовка специалистов ведется по образовательным программам, соответствующим направлениям деятельности предприятия и его кадровым потребностям.
Специалисты предприятия в качестве экспертов оценивают учебные программы техникума, проводят для студентов лекции и практические занятия, участвуют в работе аттестационных комиссий, помогают в совершенствовании учебно-материальной базы. Для преподавателей техникума на базе предприятия организованы стажировки для изучения современных технологий и оборудования, чтобы нести молодежи актуальные знания. Отдельные структурные подразделения предприятия являются кураторами учебных групп техникума.
Но самое важное содержание партнерства завода и техникума состоит в том, что студенты приходят на завод как свои люди еще до окончания учебного заведения. Это совсем не экскурсия и намного больше, чем производственная практика, которая также проводится для учащихся начиная с первого курса. Но в данном случае речь идет не просто о знакомстве с будущим рабочим местом, а о полноценном вхождении в трудовой коллектив еще до получения диплома. Для начала - по срочному трудовому договору.
Производственную практику в прошлом году прошли 314 студентов техникума, а за прошедшие месяцы 2023 года - уже 378 человек. "Учащихся четвертого, выпускного курса мы прямо во время учебы принимаем к нам на работу, - рассказывает Вадим Сомов. - Они идут уже не на практику, а на рабочее место, продолжая свою учебу по особому расписанию: у тех, кто работает только днем, - одно расписание; у тех, кто посменно, - другое. В этом деле у нас есть полное понимание с техникумом и его поддержка".
Молодой человек, завершающий учебу, оказывается в производственной среде, где может закрепить свои теоретические знания о производстве и получить множество новых, практических. За каждым будущим выпускником закрепляется в качестве наставника специалист высокой квалификации, который несет за него ответственность. Перед каждым наставником руководство завода ставит жесткую задачу: к моменту выпуска из техникума подопечный студент должен сдать экзамен на 4-й разряд по своей специальности. Обычно из техникумов выходят только с 3-м разрядом, и для получения 4-го необходим примерно год-полтора успешной работы. А здесь, помимо повышенного разряда, к моменту окончания учебы студент уже имеет трудовой стаж, что повлияет на размер его будущей зарплаты.
"За год он уже получает квалификацию, ну а теорию будет лучше понимать, нежели бы он просто учился в техникуме. Стопроцентного результата не бывает, но даже если "выхлоп" от программы наставничества будет порядка 70 процентов выпускников, пришедших в итоге работать на завод, это будет хороший результат", - говорит Вадим Сомов. Он добавляет, что вовлечение пока еще студентов техникума в жизнь трудового коллектива не ограничивается только производственной деятельностью. Они общаются с новыми коллегами на мероприятиях, проводимых Советом молодых рабочих и комиссией по работе с молодежью завода, вместе участвуют в досуговых и спортивных активностях, таких как спартакиада КИНЕФа. А после принятия на работу молодым сотрудникам становятся доступны многочисленные социальные объекты завода - пожалуй, в России не осталось предприятий, сохранивших столь мощную базу "непрофильных" социальных активов.
"У нас есть спорткомплекс, Дворец культуры, шахматный клуб и так далее, мы развиваем более 20 видов спорта. И все это будет доступно новому сотруднику. Он становится членом коллектива, заинтересованным в успехе общего дела", - поясняет Вадим Сомов.
В то же время специалисты предприятия не скрывают, что они сталкиваются с определенными сложностями в процессе интеграции учебы и практики. Они связаны с положениями трудового законодательства, не вполне учитывающего особенности работы таких предприятий, как нефтеперерабатывающие заводы, производственный процесс на которых требует соблюдения повышенных мер безопасности.
Как рассказала "Российской газете" Людмила Песля, заместитель генерального директора ООО "КИНЕФ" по работе с персоналом, в 2023 году в Киришском политехническом техникуме, учредителем которого является Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, были набраны группы для обучения по рабочим профессиям по сокращенной программе, продолжительностью 1 год и 10 месяцев.
"С одной стороны, хорошо в более короткие сроки подготовить молодую смену и обеспечить кадровые потребности завода. Однако уже в 2024/25 учебном году мы столкнемся со сложностями при оформлении ребят на производственную практику, поскольку большинство из них еще не достигнут совершеннолетия. А статья 265 Трудового кодекса РФ запрещает применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными или опасными условиями труда. А таких рабочих мест у нас большинство", - говорит Людмила Песля.
Предприятие строго соблюдает закон, поэтому таких ребят приходится стажировать во вспомогательных и непроизводственных подразделениях завода. Конечно, эффективность практики, не допускающей несовершеннолетних студентов к овладению реальными навыками выбранной профессии, так или иначе снижается. Наверстывать упущенное им придется уже после совершеннолетия, во время работы на заводе.
Еще одна проблема, касающаяся производственной практики, имеет финансовый характер. Согласно требованиям Положения о практической подготовке от 5 августа 2020 года N 885/390, утвержденного Минобрнауки и Минпросвещения, при организации практической подготовки обучающиеся должны проходить медицинские осмотры в соответствии с утвержденным Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Но в бюджете Киришского политехнического техникума отсутствует статья расходов на эти цели, поэтому студенты вынуждены самостоятельно оплачивать проведение медосмотра. Эти дополнительные расходы негативно сказываются на материальном благополучии студентов техникума и их семей. К тому же требования медкомиссии для прохождения практики и для постоянной работы различаются между собой, поэтому при поступлении на предприятие приходится оформлять еще одну справку. И если у выпускника вдруг будет выявлен медотвод по причине, которая ранее не мешала ему проходить практику, то все обучение фактически идет насмарку.
Участвуя в обеспечении Киришского нефтеперерабатывающего завода молодыми специалистами, политехнический техникум сам испытывает кадровые трудности. "Не хватает преподавателей специальных дисциплин и мастеров, что не позволяет сегодня увеличить число учебных групп по востребованным на предприятии профессиям", - отмечает директор учебного заведения Ирина Романова. Причина в том, что за последние десятилетия в стране была практически разрушена не только система профессионального технического образования, но и технология подготовки кадров для таких учебных заведений. Их просто перестали учить в вузах и оставшихся техникумах, а переходить из цеха в аудиторию - значит, терять в зарплате, да и не каждый хороший рабочий может учить молодых. Воссоздать эту систему силами одного региона или предприятия, пусть даже мощного, не представляется возможным.
Следует отметить, что завод формально не имеет прямого отношения к проблемам техникума и его учащихся, но, как социально ответственное предприятие, не может игнорировать имеющуюся ситуацию и всячески способствует ее изменению в лучшую сторону. "Многие предприятия вообще все техникумы и училища закрывают, мы свой техникум поддерживаем. Там учатся примерно 700 человек, в основном местные, киришские ребята, им есть где жить, у многих родители сами связаны с заводом. Это рабочие кадры, которыми нужно заниматься", - объясняет Вадим Сомов.
Молодым работникам завода, кроме системы профессиональной и социальной адаптации, предоставляются различные меры поддержки, такие как перспективы собственного жилья, выплата материальной помощи при трудоустройстве на предприятие и на оплату съемного жилья молодым семьям, дополнительные оплачиваемые дни в случае регистрации брака и рождения ребенка...
Завод рассчитывает на вновь принятых сотрудников на десятилетия вперед, а потому заинтересован в том, чтобы новые кадры не варились в собственном соку, замыкаясь в рамках своего производственного участка или цеха, а постоянно развивались как профессионалы.
С этой целью КИНЕФ ежегодно организует научно-техническую конференцию среди молодежи, где появляется возможность продемонстрировать свои профессиональные знания, умение работать с информацией и современными программными продуктами, познакомиться с передовыми технологиями, приобрести опыт публичных выступлений. Участники и победители конференции поощряются денежными премиями, делегируются на конкурсы регионального и общероссийского уровня. А наиболее успешные работы оформляются в качестве рационализаторских предложений и внедряются на предприятии.
Еще одним инструментом развития знаний и навыков молодых заводчан является проводимый ежегодно в декабре конкурс "Мой завод". Его участниками становятся работники, принятые на предприятие в текущем году. Помимо знакомства с историей предприятия и деятельностью его структурных подразделений, конкурсанты совершенствуют свои знания в сфере технологий переработки нефти, учатся решать задачи в команде.
Конференции и конкурсы, при всей их важности, проходят в ограниченный период времени. А передача знаний и опыта, как и сама нефтепереработка, не терпит перерывов. Постоянным институтом адаптации для тех, кто делает первые шаги в своей производственной биографии, стали Советы молодых специалистов и молодых рабочих. Советы объединяют сотрудников с высшим и средним профессиональным образованием, имеющих стаж работы на предприятии не более трех лет. Деятельность Советов способствует профессиональному развитию, продвижению корпоративных ценностей КИНЕФа в молодежной среде Киришей, пропаганде здорового образа жизни, вовлечению молодых заводчан и членов их семей в досуговые, спортивные и культурно-массовые мероприятия. А возможность проявить в рамках Совета лидерские качества и организаторские способности, реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал становится основой для дальнейшего карьерного роста.
Сложность и скорость изменения современных производственных технологий предполагают постоянную учебу не только в период пребывания в училище, техникуме или в вузе, но и во время реальной работы на предприятии. Руководство завода считает непрерывность образования не личным делом сотрудника, а частью большой общей работы. Сотрудники завода, имеющие среднее профессиональное или высшее образование (бакалавриат), имеют возможность повысить свой уровень образования за счет средств предприятия. Сегодня завод оплачивает обучение в образовательных организациях 97 своих сотрудников, из них 24 человека заключили договоры на обучение в 2023 году. Так под чутким присмотром опытных производственников из вчерашних школьников вырастают высококвалифицированные рабочие и специалисты, которым можно доверить будущее прославленного завода.
Они работают на КИНЕФе
Наставники стремятся обучить всему, что знают. Фото: Архив КИНЕФ
Валерия Канюкова, оператор товарный резервуарного парка смешения темных нефтепродуктов:
- Я из династии нефтепереработчиков, поэтому сознательно выбрала профессию и уже на первом курсе поняла - мое! Практику проходила в товарно-сырьевом цехе, и мне понравилось. Планирую не останавливаться на достигнутом и получить высшее образование.
Кирилл Журавлев, слесарь по КИПиА:
- Я поступил в киришский техникум на слесаря по КИПиА из-за возможности одновременно учиться и работать. Сначала думал, что эта профессия пригодится в повседневной жизни, но оказалось, что она дает много интересных знаний в различных областях. Коллектив завода порадовал. Я и не ожидал, что будет таким отзывчивым. Наставники стремятся всему обучить, все рассказать, везде с собой берут.
Никита Теглев, слесарь по КИПиА:
- Я работаю в заводской ремонтной лаборатории, в хорошем коллективе. Узнав, что заводу нужны киповцы, решил не упускать этот шанс. С зимы 2023 года, еще до завершения учебы в техникуме, уже работал на КИНЕФе.
Владислав Вишневский, оператор установки выделения суммарных ксилолов:
- Оператор - профессия востребованная, интересная, поэтому ее и выбрал. В моей семье я не первый нефтепереработчик. Мои дядя и дедушка работают на заводе. Все, что преподавали в техникуме, все полученные знания пригодились мне во время прохождения производственной практики и теперь помогают в работе. Коллектив на установке хороший, каждый готов помочь, подсказать. Практика в любой профессии решает все.
Полина Левыкина, лаборант химического анализа санитарной лаборатории:
- Рада, что выбрала именно эту профессию и попала в лабораторию. Больше всего мне нравится коллектив. Я общаюсь с подругами из других лабораторий, интересно узнавать о смежной работе, но желания уходить из своего цеха не возникает.