Пермский театр "У Моста" отметил свое 35-летие
Свой юбилей единственный в мире мистический театр "У Моста" отметил премьерой. В этот день зрители увидели спектакль "Сирано де Бержерак".
Небольшой уютный зал был забит до отказа. Почти каждую сцену гости провожали аплодисментами.
- Это наш любимый театр! - говорит пермячка Елена Потехина. - Здесь очень теплая атмосфера, всякий раз уходишь отсюда как зачарованный.
Бессменный руководитель "У Моста" Сергей Федотов основал его в 1988 году. А название театр получил случайно. Первоначально он размещался в ДК телефонного завода. Осматривая помещения, Федотов посмотрел в окно и увидел мост через Каму.
- Вот и название для театра, - сказал он тогда. - "У Моста"!
За 35 лет поставлено более сотни спектаклей, все из них вызывают неизменный интерес зрителей, и потому в театре всегда аншлаг. "У Моста" трижды номинант и лауреат национальной премии "Золотая маска", лауреат премии "Звезда театрала" в номинации "Лучший региональный театр России", обладатель 45 Гран-при зарубежных фестивалей, чемпион Индийской театральной олимпиады, участник 222 международных фестивалей.
Сейчас название "У Моста", после десятков постановок, так или иначе связанных с мистическим, воспринимается как выражение его художественной концепции и метода. Спектакли театра - это мост между реальным и потусторонним, бытовым и мистическим, сознательным и интуитивным. "У Моста" - мистический театр, в котором все реально, и театр реальный, где все - мистика.
- Наш театр - это воплощение классического русского психологического театра, - отметил Сергей Федотов на премьере "Сирано де Бержерака". - Никакого постмодернизма, только классика.
"У Моста" первым в России начал ставить пьесы Мартина МакДонаха, считающегося сегодня ведущим мировым драматургом XXI века. Сергей Федотов организовал и провел пять посвященных ему международных фестивалей.
Руководитель уникального театра не случайно говорит о классике. Один из спектаклей, которые многие годы живет на его сцене, - "Собачье сердце" по роману Михаила Булгакова. Зрители уже видели эту постановку несколько лет назад, но сейчас ее показ решили возобновить. И, по слухам, постоянно обволакивающим почти все постановки Сергея Федотова, неспроста.
Сотрудники театра рассказывают, что по ночам на складе декораций из шкафов порой раздается отчетливый стук, это забытые спектакли просятся на сцену. Судя по всему, иногда им удается достучаться до художественного руководителя театра, и тогда он возвращает их к жизни. Так произошло и с "Собачьим сердцем".
Возвращение получилось триумфальным, билеты раскупили за две недели до премьеры. Зал был полон, как, впрочем, всегда.
- Проведя почти три часа с героями спектакля и вдоволь насмеявшись, под конец точно так же, как профессор Преображенский и доктор Борменталь, начинаешь испытывать пугающее бессилие перед ничтожной тварью, ощутившей свое могущество и безнаказанность, а когда моральное чудовище наконец нейтрализовано, наступает несказанное облегчение, - эмоционально делится впечатлениями зрительница.
Со спектаклем связана одна мистическая история. Много лет назад Сергей Федотов приехал в Чехию ставить "Собачье сердце" в городе Острава. Это было в начале зимы, восьмого декабря.
- Я открываю пьесу, читаю первые строки: "У-у-у... Вьюга в подворотне поет мне отходную. Снег..." И в эту самую минуту за окном пошел снег! - вспоминает режиссер. - Артисты завороженно смотрели в окно и слушали, как я читаю Булгакова. Репетиция длилась четыре часа, а как только закончилась, снег внезапно прекратился. Мы вышли на улицу и увидели только лужи на асфальте, нигде никакого снега. Артисты предположили, что я показал какой-то шикарный фокус с эффектом оптического обмана. Следующим утром начинаем вторую репетицию, я снова читаю первые строки - и за окном снова снегопад! Тогда мы открыли настежь окна и стали репетировать с настоящим снегом. Вот такие чудеса.
Прямая речь
Сергей Федотов, художественный руководитель театра "У Моста":
- Когда-то Немирович-Данченко сказал, что новый театр не может существовать более десяти лет. "У Моста" своей историей доказал обратное. Перестать существовать может только театр, который не развивается. А мы всегда идем только вперед.