Снегурочка 18 плюс: В Петербурге поставили первый в стране а капелла мюзикл
Громкая премьера в театре "Приют комедианта" - "Айсвилль" по мотивам пьесы "Снегурочка" А.Н. Островского. Постановка Алексея Франдетти, главного режиссера Московского театра "Ленком Марка Захарова", неоднократного лауреата премии "Золотая маска". Первый в стране а капелла мюзикл - артисты поют без инструментального сопровождения.
Как известно, "Снегурочка" - стихотворная пьеса-сказка (1873 год), центральные персонажи которой - Мороз, Снегурочка, Весна-красна, Царь Берендей. Но "Айсвилль" - отнюдь не новогодняя сказка для малышей. Напротив - спектакль рассчитан на аудиторию 18 плюс. "Любовный треугольник, черный юмор… От классики остались только события, действия и их фатальные последствия - все, как в самом остросюжетном детективе",- сообщал накануне премьеры релиз.
Театральный Петербург оживился: "От "Снегурочки" там ничего не останется. И это будет бомба!" Ожидаемый ажиотаж с билетами - хотя спектакль играют три вечера подряд. Заняты звезды мюзиклов Москвы и Петербурга. Любимцы публики - Кирилл Гордеев, Манана Гогитидзе, Антон Авдеев. Композитор - Евгений Загот, обладатель премий "Золотая Маска" и "Музыкальное сердце театра" ("Лукоморье", "Винил", "Декабристы", "Три товарища" и другие спектакли). Автор пьесы и текстов песен - Константин Рубинский ("Мертвые души", "Белый. "Петербург", "Чаплин", "Фома"). Задействованы художники Анастасия Пугашкина, Екатерина Гутковская, хореограф Светлана Хоружина.
- Мы делаем спектакль в форме, в которой никто в нашей стране пока не делал, в том числе и с точки зрения технологии работы со звуком, с мониторингом и с той тканью спектакля, когда музыка рождается исключительно благодаря голосу и звуковым эффектам, - пояснил режиссер.
Интересное начало: инспектор полиции (!) расследует смерть Евы (Снегурочка?) - девушки, прибывшей на остров Айсвилль, чтобы найти внезапно исчезнувшую подругу.
Айсвилль - маленький холодный остров с населением 800 человек. Здесь свои правила. Нет ни бедствий, ни преступности. Ловля рыбы без лицензии - единственное преступление за последние десять лет. Солнце - редкий гость. Лед - белое золото островитян.
Где Снегурочка, Лель, Купава?.. Совсем другие герои. Вместо царя Берендея - мэр острова. Если бы Островский пришел на этот спектакль, то услышал бы совершенно непонятные, какие-то иностранные слова: краш, релиз, реальный фан, трек, понты, мой формат, эксклюзивно…
Корреспондент "РГ", посмотрев спектакль, расспросила артистов о новой работе - неожиданном прочтении классического произведения и существовании в новом жанре.
Кристина Кузнецова (Москва), исполнительница главной роли - Евы: В театре "Приют комедианта" я играю в мюзикле Алексея Франдетти "Дорогой мистер Смит". Это был очень быстрый и интересный для меня ввод - летом. Я уже немного освоилась здесь. А вот "Снегурочка" - это очень неожиданно. Кастинг я проходила в день моей премьеры в "Дорогом мистере Смите". Честно скажу, не надеялась, что пройду. Была рада получить любую роль в этом проекте. История очень интересная. Замечательные композитор - Евгений Загот и режиссер - Алексей Франдетти - уже понятно, что будет очень крутой, масштабный спектакль.
Когда мы встретились с актерами и начали работу над пьесой, были очень взволнованы и удивлены. Познакомились со своими героями: Ева - Снегурочка, Май - Мизгирь, Мэр - Берендей…Такое новое прочтение известной всем классической пьесы - самое интересное для актера!
Если говорить про техническую часть, это нереально сложный спектакль, вся команда театра сделала все, чтобы он получился. Мы выстраивали аккорд за аккордом, каждый звук, эффект, акцент, каждую световую точку, переход! Это абсолютно командная работа. Всех приглашаю посетить наш остров!
Фото: Юлия Губина / Театр "Приют комедианта"
Какие чувства вы испытали от такого неожиданного предложения? Ваша роль Бо и Бо - раздвоение личности…
Манана Гогитидзе: Позвонил Алексей Франдетти: "Хочу предложить тебе роль - буду ставить мюзикл по мотивам "Снегурочки". Я даже не стала уточнять, что это за роль, ответила: "С тобой пойду куда угодно!" Мы не в первый раз работаем вместе, я доверяю этому режиссеру, уверена, что предстоит интересный, оригинальный, самобытный путь. Дальше - встретились, разбирали детали, стало понятно, что это будут очень отдаленные мотивы "Снегурочки" Островского. Такое закрутили! Вместе с Константином Рубинским режиссер придумал роль Бо и Бо, объединив двух героев - Бобыля и Бобылиху. Конечно, здесь все перевернуто, образы и характеры героев, имена - в спектакле другие, но фабула пьесы "Снегурочка" сохранена.
Мне кажется, нужно искать подход к современным зрителям (от 18 до 30), находить новые выразительные средства, понятный им язык. Учитывая стремительные темпы жизни, клиповое мышление молодых. Даже мне, человеку не юному, показался тяжелым текст, слог пьесы Островского. Эта сказка - с длинными, закрученными фразами, довольно сложными оборотами.
На мой взгляд, театр совершил подвиг с этим проектом. В России это первый опыт, никто не выпускал подобные спектакли - а капелла мюзикл. Соответственно, немало сложностей, вопросов, которые нужно решать - технических, в первую очередь. Новый опыт и для звукорежиссеров. Мы еще в пути, надеюсь, добьемся идеального звучания.
Вас не смущает камерный зал театра "Приют комедианта" - после музыкальных театров, где вы участвуете в мюзиклах?
Манана Гогитидзе: Это родная для меня сцена, мой первый профессиональный дом. Свой первый спектакль я сыграла здесь - "Тетка Чарлея из Бразилии". Это было в день вручения диплома в театральном институте. Играла его много лет. Потом участвовала в драматическом спектакле "Плутни Скапена". Дальше был музыкальный спектакль "Восемь Ж". А теперь выступаю в спектакле-концерте "Мелодия рассвета" Олега Погудина.
Кирилл Гордеев (Мэр): Для меня нет разницы - большой или маленький театр, главное, чтобы проект был мне интересен. Кстати, когда-то я начинал с небольшого драматического театра "Откровение". В таких театрах есть свой притягательный уют и атмосфера.
Александр Казьмин (Май): До музыкального театра я несколько лет служил в драматическом. Петербург - не чужой для меня город: до 2016 года я жил здесь, работал в театрах "Карамболь", "Мюзик-холл". С Алексеем Франдетти встречался в нескольких проектах, поэтому решил принять участие в кастинге.
Жанр - а капелла мюзикл. Технически сложный. И герои - новые. Рискованный эксперимент - такое осовременивание классики. Как вы все это приняли?
Кирилл Гордеев: Здесь речь идет, на мой взгляд, скорее, не об осовременивании классики, а о вольной фантазии на тему Островского "Снегурочка". Где-то в параллельной вселенной мы видим совершенно иные образы, существующие по законам маленького фэнтезийного мира. В нем есть образы, пробуждающие явную параллель с классическими персонажами, но им даны иные имена: Мэр - Берендей, Май - Мизгирь, Лил - Лель… Давно известные нам тексты Островского здесь искусно вплетены в образы наших персонажей. Строки Островского появляются в речи героев в минуты особо сильного эмоционального состояния и выдают в них каплю тлеющей человечности.
Александр Казьмин: У каждого героя в нашем спектакле есть текст классика, в этот момент на сцене меняется свет… В последней сцене, скажем, Май говорит с Евой текстом Островского:
Не оставлюТвоей руки, пока в мольбах и стонахНе выскажу тебе, как ноет сердце,Какой тоской душа больна.
Кирилл Гордеев: Что касается жанра, в котором написан этот мюзикл - а капелла - сказать, что это сложно - ничего не сказать. Профессиональные хоровики, профессиональные акапельные группы, ансамблисты - все они знают, насколько сложен этот жанр. Что уж говорить о солистах, которые привыкли по большей части быть "солирующим инструментом". Здесь нужно отдать должное Елене Булановой, которая умудрилась из солистов сделать настоящий ансамбль, который поражает своей слаженностью. Нам действительно очень сложно дался этот репетиционный путь, но это невероятное везение - овладеть таким навыком.
Тем временем
В петербургском культурном центре "Севкабель Порт" открылась мультиформатная выставка-путешествие "Тайна забытых сказок", режиссером которой стал Алексей Франдетти.