Свет, графика и объем: что Нижегородской области дали арт-резиденции
В Нижегородской области завершился первый сезон программы арт-резиденций. Они действовали в регионе с июня по ноябрь и позволили художникам из разных городов России вдохновиться местными достопримечательностями и создать ряд новых работ. С 11 по 13 декабря в Нижнем Новгороде состоялась серия итоговых мероприятий программы, в том числе открытый показ работ резидентов в галерее Futuro и круглый стол с представителями нижегородских креативных институций в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина (Арсенал). Рассказываем, что дает региону новая программа.
В сеть арт-резиденций вошли галереи 9Б и Futuro, студиия «Тихая» и dreamlaser, арт-резиденция «Выкса» и ЦСИ «Терминал, А». Каждая из площадок выстраивала взаимодействие с художниками, помогала им в организации экскурсий и экспедиций по региону и решала другие вопросы.
По словам главного куратора студии «Тихая» Алисы Савицкой, приглашение художника из другого города для них — история специфическая. Обычно резиденты студии сконцентрированы на внутреннем процессе, а не на публичной работе. Художнику важно находиться в сосредоточенном состоянии, фокусироваться на своей деятельности без посторонних.
Вместе с тем, приглашение к себе в гости в каком-то смысле «закапсулированного» художника — это возможность выйти из зоны комфорта, ведь рядом с тобой находится другой автор, из другой культурной среды, с другой техникой и методологией, — сказала Алиса Савицкая.
Ценной гостьей для студии стала художница Тамара Шипицына из Волгограда. Нижегородская область оказалась для неё не чужой — предки девушки жили в деревне Журавижное в Семеновском городском округе. Итогом ее исследования стало издание книги «Путеводитель по деревне Журавижное» и персональная выставка в студии «Тихая», которую нижегородцы могут увидеть до 4 февраля. Также Тамара создала ряд картин, используя холст и акрил.
А вот художник из Санкт-Петербурга Дмитрий Покровский вдохновлялся ландшафтом центральной части Нижнего Новгорода. Он создал световую кинетическую инсталляцию, которая при взгляде со стороны действительно напоминает стену нижегородского Кремля на перепадах высот.
Мне понравилось, как в местный ландшафт вплетена культура разных эпох. В своей работе я передал это через световой орнамент. Использование различных световых приборов — это моя специфика как художника, — признался Дмитрий, который работал в студии dreamlaser.
Некоторые резиденции выбирали художников, исходя как из личных симпатий, так и из рекомендаций. Таким путём пошла галерея 9Б, рассказала на круглом столе в Арсенале Елена Тальянская. По её словам, у них не было опен-колла, проект не предусматривал строгих рамок, поэтому они смогли пригласить тех, кого действительно хотели видеть на своей площадке. Однако и требования к художникам были вполне конкретными и серьезными.
Мы не давали им отдыхать. Но я надеюсь, что время они хорошо провели. Нижний Новгород — красивый город, особенно летом, и у них была возможность многое здесь посмотреть, — говорит Елена Тальянская.
Каждый из приглашенных художников имеет свои предпочтения в вопросах изобразительных средств и материалов. Кто-то использует красную глину для создания объемных масок, другие задействует текстиль и акриловые краски. Художнику с архитектурным бэкграундом Дане Пирогову ближе объемные материалы — бетон и древесина.
Для московской художницы Ирины Петраковой привычнее держать в руках оилстик. В Нижнем Новгороде она вдохновлялась городскими легендами, местными байками и подчас даже жуткими историями. Её работа под названием «Дом игрушек дяди Леши» многим нижегородцам напомнит о реальном случае, когда местный житель практически целиком украсил свой дом игрушками и стал героем многих статей о неформальных достопримечательностях.
В названиях своих картин я часто использую лингвистические «перевертыши», всевозможные странные словосочетания. Например, «Связь невидимки со слепой» или «Сила натяжения пенки молока». Из-за дислексии я часто вижу в городе надписи, которых там на самом деле нет, и эти сюрреалистические вещи отражаются в моих работах, — признается Ирина.
Проект очень сильно повлиял на работу арт-резиденции галереи Futuro. По словам координатора Даниелы Мол-Оглы, обычно в летний период такие пространства отдыхают, но в текущем году все было иначе. Галерея развивала ряд проектов, помогала креативным резидентам заводить новые знакомства и организовывать различные события.
Первый сезон программы объединил 26 художников из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Екатеринбурга и других городов. Проделанная работа положительно скажется на популяризации нижегородской культуры по всей стране и привлечет дополнительное внимание к местному наследию. В этом уверен заместитель губернатора региона Олег Беркович.
Нижегородское современное искусство давно известно за пределами области, и для его развития важно, чтобы обмен опытом и лучшими художественными практиками проходил непрерывно. Создание экосистемы арт-резиденций Нижегородской области — это еще один механизм развития креативных индустрий и арт-сообщества, — сказал Олег Беркович.
Инициатором создания в регионе сети арт-резиденций выступил проектный офис «Нижний 800». В экспертный совет были приглашены представители креативного и музейного сообществ. Заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина по региональному развитию Анна Гор считает итоги первого сезона проекта значимыми, разнообразными и даже любопытными:
Самое ценное, что дают резиденции, — каждый художник выдает свое творческое видение территории, ее идентичности, особенностей и сюжетов в соответствии со своим восприятием и тем, что он увидел на нижегородской земле.
Программа получит продолжение — она рассчитана на три года и станет более масштабной. В первую очередь, планируется больше самих резиденций, в их число войдут в том числе площадки, связанные с нижегородскими промыслами.