Как создавался и как отметил 25-летие Камерный театр Музея писателей Урала

История рождения театра, который на днях отпраздновал свое 25-летие, удивительная, достойная того, чтоб ее рассказывать и помнить. В 1984 году директором Музея писателей Урала назначили Лидию Александровну Худякову, до этого работавшую завотделом культуры Свердловского обкома КПСС. Отставку не назовешь почетной - два имевшихся музейных домика, Мамина-Сибиряка и Бажова, жили тихо и ветшали незаметно. Лидия Александровна решила: построим комплекс - целый квартал в центре города, чтобы и парк, и летняя эстрада. И обязательно театр, на тот момент второй в России в музейном комплексе после "Эрмитажа".

Как создавался и как отметил 25-летие Камерный театр Музея писателей Урала
© Российская Газета

Разработали проект, взяв за основу домашний театр графа Шереметева: небольшое, изящное, уютное здание с огромным окном в фойе и залом всего на 156 мест. Вместе с Вячеславом Ивановичем Анисимовым, замечательным театральным режиссером и педагогом, они придумали этот Дом, как сами говорили, "театр для шепота души". В 1986-м успели заложить фундамент… и стройка остановилась. Грянули девяностые, деньги обесценились. Чего стоило Лидии Александровне продолжение строительства, знает только она сама и тогдашний мэр Аркадий Чернецкий, которого она смогла сделать своим союзником (зная Лидию Алесандровну, у него не было иного пути). Вячеслав Иванович как-то зимой водил меня по бетонной коробке без крыши, в ней едва угадывались контуры будущего зрительного зала: "Представляешь, окна будут открываться в сад, и артисты смогут выйти туда во время спектакля прямо со сцены. Мы со студентами посадим в саду вишневые деревца".

За основу проекта взяли домашний театр графа Шереметева: изящное, уютное здание с огромным окном в фойе

Все сбылось: и сцена с окнами, и вишня, и шепот души.

- Я люблю этот театр, потому что здесь всегда тепло. Он строился из любви, - говорит Александр Фукалов, главный режиссер Ирбитского драматического театра. - Его придумал человек любящий, творческий для человека творящего. Эта любовь во всем - в архитектуре, подборе актеров, во взаимоотношениях со зрителями. Атмосфера, созданная Лидией Александровной и Вячеславом Ивановичем, осталась, она живет в этих стенах.

С юмором и любовью придумывали артисты юбилейный капустник. Разумеется, не могли не заглянуть на огонек и Александр Сергеевич, и Лев Николаевич, и Антон Павлович, и Дмитрий Наркисович, и Павел Петрович, с особым почтением упоминавшие коллегу Николая Владимировича. Подначивали друг друга, не без этого, но по-дружески, делить им нечего, их произведения ставят на сцене театра с уважением и любовью, не оскорбляя ни авторов, ни зрителей самодостаточными экспериментами над классическими текстами.

- А еще Борис Рыжий, Николай Никонов, Владислав Крапивин… У нас много талантов, и мы продолжим продвигать уральскую литературу, - обозначила кредо театра его директор Ирина Евдокимова, по случаю юбилея перевоплотившаяся в начальника поезда.

Юбилейный экспресс катился по рельсам, вспоминая всех причастных к успеху Камерного, его истории и сегодняшнему дню. Говорили о том, что у театра есть фестиваль дуэтов и моноспектаклей "Свой", ставший уже всероссийским и очень популярным. Гости дарили подарки, особенно запоминающийся - денежный сертификат от городских властей и новость о том, что буквально накануне утвердили смету ремонта театрального здания. А гостям от коллектива вручили еще пахнущую типографской краской книжку о театре… и баночку меда.

Один из первых спектаклей, поставленных на сцене Камерного первым главрежем Вячеславом Анисимовым, - "Алые паруса", феерия по повести Александра Грина. В нынешнем году его сыграли в пятисотый раз. Юлия Родионова, работающая в Камерном 25 лет, исполняла на премьере Ассоль. По словам актрисы, до сих пор билеты на спектакль купить очень трудно, их разбирают мгновенно. Ничего удивительного, во все времена людям нужна вера в любовь, в чудо, а когда в финале громада алых парусов рвется со сцены в зал и летит над головами изумленных зрителей, так легко принять, почувствовать: да, они есть на свете и никуда не исчезают с годами.