Войти в почту

Старая сказка новым языком

21 декабря в Курском драматическом театре – премьера новогодней сказки. Впервые на этой сцене будет представлен мюзикл. Спектакль по мотивам русской народной сказки «Морозко» – новая работа известного режиссёра и хореографа Анны Фекеты. В её карьере 40 спектаклей, поставленных в 20 городах России и за границей: «Кровавая свадьба» по пьесе Гарсиа Лорки, опера Джакомо Пуччини «Богема». А мюзикл «Две королевы» вошёл в лонг-лист фестиваля «Золотая маска». «Морозко» – самый масштабный и самый дорогостоящий проект Курского драматического театра. Древнерусская литература, аутентичная музыка, сложная хореография, световые картины, яркие декорации, великолепные костюмы, добрый юмор сделают постановку интересной и взрослым, и детям. «Морозко» – фолк-мюзикл. Здесь нет ни одной сцены, где бы не звучала музыка. – Для меня важно было сделать мюзикл другим, не похожим на все остальные версии этой сказки, – объясняет режиссёр. В театре – с рождения Выбор профессии Анны Фекеты был предопределён. Папа – Юзеф-Иосиф Фекета – народный артист России, главный режиссёр Драматического театра Северного Флота в Мурманске. Мама – Наталья Долгалева – заслуженная артистка России, ведущая актриса театра Северного флота – Театр вошёл в мою жизнь с рождения, – говорит режиссёр. – Помню, с нетерпением ждала, когда папа вернётся с работы. Мы шли на прогулку, и он рассказывал мне о театре, о Станиславском, о Немировиче-Данченко. Я часто бывала и на репетициях. К каждому Новому году папа обязательно ставил какую-то русскую народную сказку. На них я выросла. Пластинки «Морозко», «Сказка о семи богатырях» я знала наизусть. Любимая сказка – «Аленький цветочек». С удовольствием декламировала её родителям. Сегодня Анна Фекета ставит и драматические, и музыкальные, и пластические спектакли. До поступления в ГИТИС она окончила обучение на отделении теории музыки Мурманского музыкального училища. – Без базового образования я не смогла бы стать музыкальным режиссёром в полном смысле этого слова, – объясняет она. – Сегодня я могу не только сесть за клавир и сыграть с листа, но и прочитать оркестровую партитуру в 24 строчки. Нельзя поставить мюзикл, ничего не понимая в музыке. Это сложный синтетический жанр, друга специфика, другая форма существования. Нужны верные ориентиры Анна призналась: ставить сказки она начала после того, как сама стала мамой. А причина – низкое качество детских спектаклей, которые довелось смотреть. – К сожалению, хороших детских спектаклей мало – как в Москве, так и в регионах, – признаёт наша собеседница. – Но ведь дети – наше будущее. Они будут продвигать в мир то, что мы им несём. Мне стало очень важно ставить детские спектакли, в которых правильные семейные ценности. Не Баба-яга в мини-юбке – такой спектакль я видела сама. Помню и постановку, в которой в «Золушке» Фея была мужчиной с бородой, при этом – в платье. Ребёнок спросил: «Мама, а кто это?» А я не знала, как объяснить этот образ. Я как режиссёр и как мама хочу, чтобы наши малыши подрастали на верных моральных ориентирах. В сказках жилище Бабы-яги – дом на курьих ножках. Откуда это повелось? Есть разные версии, вплоть до того, что таким было захоронение усопших, где жили духи. По другим источникам, так выглядел охотничий дом. На высоких столбах охотники оставляли добычу. – У нас избушка Бабы-яги будет обнесена частоколом, на который нанизаны черепа, – рассказывает режиссёр. – Конечно, не настоящие – но всё-таки жутковато. А как без этого! Сложные, с дополнительными деталями, необычными головными уборами костюмы создала московская художница Анна Борк. Волшебства добавляют световые картины. Для мюзикла «Морозко» специально написана музыка. Московский композитор Егор Шашин сделал звуковую партитуру для аутентичных народных инструментов. Музыку исполнил и записал сам композитор. Режиссёру было важно выстроить линию поведения главных персонажей, по-новому раскрыв образ. Например, мы привыкли считать главную героиню доброй, трудолюбивой, но без силы воли. – Настеньку нельзя назвать безвольной и несчастной девочкой, – считает режиссёр. – У неё есть стержень, воля. Как говорил известный драматург Август Стриндберг, воля – хребет души. Наша героиня способна принять решение, готова пожертвовать собой ради того, кто ей дорог. Например, в лес, фактически на погибель, её везёт не подкаблучник-отец. Ведь такого быть не может! Он же её любит. В моей версии Настенька сама принимает решение пожертвовать собой ради того, кто ей дорог. Ещё наша Настенька очень искренняя. В детстве я, как и все, смотрела знаменитую экранизацию Александра Роу. Когда Настенька отвечала «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка», я всегда удивлялась, почему она врёт. У нас, когда Морозко произносит свои ставшие знаменитыми слова «Тепло ль тебе, девица?», Настенька не лукавит: «Я замерзаю, видно, судьба у меня такая, Морозко, – сгинуть в лесу, ведь мачеха меня сюда на погибель лютую отправила». Она очень искренний человек, открытый, живёт по сердцу. Но при этом она никого не обвиняет. И Настеньке, и Марфуше Морозко предлагает испытание, с которым они справляются по-разному. Это один из важнейших моментов для детей. В жизни будет много испытаний, и ты должен быть к ним готов. Это не значит, что нужно врать. Это значит, что надо принимать всё, что тебе даёт судьба, и с высоко поднятой головой идти дальше и справляться с трудностями. Иначе раскрыт и образ отца Настеньки – у нас он творческая натура, талантливый художник, которому непросто жить среди обычных людей. Кастинг начался ещё летом. Выбирая актёров, которые будут участвовать в спектакле, режиссёр особое внимание обращала на вокальные данные. Важна и хореографическая подготовка. Ведь в мюзикле текст должен органично соединяться с танцем, а танец – с вокалом. В новом спектакле два состава. Роль Степана исполнят Александр Курицкий и Александр Аве. Настенька – Вероника Богдель и Майя Волвенкова. Мачеха – Галина Халецкая, Мария Нестерова. Марфуша – Елена Цымбал и Дарья Ковалёва. Отец – Александр Швачунов и Иван Пилипенко. Морозко – Юрий Архангельский и Эдуард Баранов. Уже в фойе дети и родители будут попадать в волшебную сказку. Режиссёр новогодней интермедии – Сергей Малихов, актёр Курского драматического театра, создатель и режиссёр молодёжного театра 3Д. Анна побывала там на одном из его спектаклей. – Тело может сказать больше, чем язык, чем слова. Хорошо, что в Курске есть такой театр – это что-то живое и настоящее, – делится она впечатлениями. Театр должен быть разным. Молодёжной аудитории ближе всё эмоциональное. И здорово, что есть театр, который может предложить эти эмоции. Психология добра Режиссёр «Морозко» считает: сейчас нельзя ставить спектакли так же, как ставили 50 лет назад. Нужны «синтетические» артисты, то есть умеющие очень многое. – В Театре на Таганке сегодня ставят сложные мюзиклы – «Суини Тод», «Евгений Онегин», – говорит Анна Фекета. – В Малом театре идут мои «Подснежники для королевы», «Свадьба Кречинского» – мюзикл» Александра Колкера. Театр Вахтангова ставит «Анну Каренину» – это музыкальный пластический спектакль без слов. Эту тенденцию чувствуют все передовые театры. Фекета считает, что современный режиссёр должен уметь всё. – Сидеть в зале с микрофоном, командовать, размахивать руками – это не режиссура, – поясняет она. – Режиссура должна начинаться со знания психологии. Иначе как выстроить, почему вот здесь героиня кого-то любит, а здесь ему отказывает. Надо понимать, какой у неё психотип, какая созависимость. Чтобы уловить пульс Курска и почувствовать зрителя, Анна Фекета не только бывала на спектаклях в нашем театре, но и наблюдала за горожанами в неформальной обстановке – например, в торговых центрах. – Мне важно было понять, что интересно людям, – объясняет она. – Как они общаются с детьми, что интересно детям, на что они реагируют, какие фильмы они смотрят. Мне кажется, что я это уловила и что у нас должно произойти какое-то взаимное единение, как это произошло и с артистами Курского драматического театра. У Анны Фекеты очень плотный график. На сегодняшний день всё расписано до 2026 года. – Сказки я ставлю только перед Новым годом, для этого выкраиваю окно. – Это время, когда можно подарить чудо. Причём не только для детей, но и для взрослых. Ведь все мы в предвкушении, что скоро Новый год, в нашей жизни всё будет по-другому и всё будет хорошо. Справка «КП» Анна Фекета – режиссёр-постановщик, хореограф, лауреат международных театральных фестивалей, лауреат Вахтанговской премии театральных менеджеров России. РАТИ-ГИТИС (г. Москва), факультет режиссуры музыкального театра, Мастерская профессора, заслуженного деятеля искусств России Р.Я. Немчинской. Поставила более 40 спектаклей в 16 городах России и за границей (г. Вена). Работает в разных жанрах: драма, пластический спектакль, мюзикл, опера, шоу. Елена ГАМОВА Фото Александра МАЛАХОВА

Старая сказка новым языком
© Курская правда