Прощальный привет Владимира Урина: в Большом театре — большая премьера, балет «Пиковая дама»

Постановщик балета «Пиковая дама» Юрий Посохов давно живет в Штатах, но в России продолжает активно работать. В прошлом году поставил «Щелкунчика» в МАМТе. Теперь представил свое прочтение «Пиковой дамы» в Большом. У него получился балет по мотивам Пушкина и Чайковского одновременно. Для автора либретто, драматурга Валерия Печейкина, главным был вопрос, чем эта история завершается. У Чайковского Германн убивает себя прямо на сцене. У Пушкина — сходит с ума и заканчивает свои дни в больнице. Печейкину захотелось вернуть этот очень точный финал:

Прощальный привет Владимира Урина: в Большом театре — большая премьера, балет «Пиковая дама»
© BFM.RU

Валерий Печейкин драматург «Ничего, кроме того, что есть у Пушкина и Чайковского, мы добавлять не стали. Это именно та повесть, которую мы знаем. Нужно было понять, как эту тонкую психологическую, загадочную прозу, напоминающую паутину, аккуратно перенести на сцену. Хореограф сказал в самом начале одну вещь: «Для меня это балет страсти. То, что делает Германн, главный герой, — это поступок очень страстного и даже одержимого человека». Мы взяли это как главную идею. Я постарался с коллегами соединить ее с тем, что я определил как тему страха. В кино есть такой жанр, как фильм ужасов, а жанра балета ужасов нет. На сцене гораздо сложнее кого-то попробовать напугать. Но мы попробовали эту тонкую, сложную психологическую историю, связанную со страхом и страстью, перенести на сцену. И парадоксальным образом именно из-за отсутствия слов это все сложилось. Парадоксы работают у Пушкина, они работают и у нас».

Есть некий элемент мистики и в том, что происходит вокруг постановки. Это первая премьера без Владимира Урина. Но задумывалась она, конечно, экс-директором, это его последний большой проект, одно из самых значимых творений, до премьеры которого он чуть-чуть недотянул на посту генерального директора. Он должен быть на первом показе.

Композитора постановки Юрия Красавина накануне экстренно госпитализировали из гостиницы Marriott. По данным телеграм-каналов, он поскользнулся неподалеку от отеля и сломал лодыжку.

Красавин взял музыку не только из одноименной оперы Чайковского — тут и мелодии из других его сочинений. Например, когда Германн вытягивает карту тройку, звучит «Тройка» из «Времен года». Ювелирная работа.

Получившуюся «Пиковую даму» никак не назвать академическим балетом. Тут есть что-то даже из стрит-данса, хотя все равно пуанты, классические балерины, поддержки. Продолжает театральный обозреватель «Комсомольской правды» Анастасия Плешакова:

Анастасия Плешакова театральный обозреватель «Комсомольской правды» «В балете неожиданно звучит контртенор, сопровождает музыкальную партитуру в некоторых местах. Но он в оркестровой яме, его не видно на сцене. Получился очень интересный спектакль, необычный, с шикарной, совершенно фантастической стенографией. Литературная основа мистическая. Эту мистическую атмосферу в балете удалось создать. Там действительно что-то инфернальное, что-то совершенно потустороннее происходит, не говоря о том, что первый акт заканчивается смертью старой графини: летает по сцене гроб. Его несут в ночи. Жутко страшно, немножко даже кинематографичная картинка. Если мы сравниваем с прежней постановкой балета «Пиковая дама», где блистали Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа (собственно, для них этот балет и ставился), там было два персонажа — Германн и графиня. Вокруг них происходило все действие, и было ощущение, что, кроме них, вообще никого нет на сцене. А здесь очень много равноценных, равноважных персонажей».

В центральных партиях — в основном премьеры Большого. Даже старую графиню по очереди танцуют мужчины: Вячеслав Лопатин, Денис Савин и Георгий Гусев. А так в постановке занята почти вся балетная труппа.