Почему 100 тысяч человек ежедневно выбирают новый портал Большой российской энциклопедии
За год работы первого в мире Общенационального научно-образовательного энциклопедического портала число обращений растет в геометрической прогрессии. Основа аудитории в возрасте 18-25 лет, их около 30 процентов. Об этом в беседе с корреспондентом "РГ" рассказал Сергей Кравец, ответственный редактор центра "Большая российская энциклопедия".
Сергей Леонидович, в свое время решение руководства страны о создании портала вызывало немало споров и даже недоумений. Кто- то не понимал, зачем тратить на него миллиарды, если любую информацию можно найти в Википедии, а кто-то, наоборот, утверждал, что портал будет форпостом в борьбе с потоком фейков и постправды. Сейчас после года работы уже понятно, какое место занял портал в информационном поле? Сколько собирает обращений? Соперничаете с Википедией?
Сергей Кравец: С Википедией точно не соперничаем, особенно в оперативности. Мы работаем в разных аудиториях. Все зависит от того, что вам надо? Если хотите посетить Гайд-парк, где любой может высказать свое мнение, то отправляйтесь в Википедию. Но учтите, что там все тексты анонимны, за содержание никто не отвечает. В нашем портале картина прямо противоположная. Он дает любому человеку возможность получить не общее представление о предмете, чем занимается Википедия в своих часто неквалифицированных текстах, а гарантированное достоверное знание.
Когда в соцсетях идет горячая дискуссия по какому-то вопросу, все чаще она заканчивается выводом - идите и посмотрите эту информацию на портале. На этом дебаты прекращаются
Теперь о конкретных цифрах. Сейчас к нам приходит примерно по 100 тысяч посетителей в день, а в месяц минимум два миллиона. Около 75 процентов это люди в возрасте до 44 лет, а ядро аудитории в возрасте 18-25 лет, их около 30 процентов. Мужчин и женщин примерно поровну. Главные поставщики обращений - университетские центры Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода. Примерно миллион пользователей из других стран. В основном СНГ, но есть и Германия, США, русскоязычные диаспоры. В целом могу сказать: энциклопедия зажила полноценной жизнью. Теперь главное - постоянно пополнять массив статей.
Сегодня информационное поле огромно, тебя все ждут - только кликай. Почему 100 тысяч человек в день отдают предпочтение порталу? Чем заманивает?
Сергей Кравец: Думаю, многие удивятся, если скажу, что большинство наших визитеров заманивают фундаментальные, "тяжелые" статьи. Например, по 120-140 посещений собирают такие темы, как коммуникативное знание, принципы обучения. Понятно, кто приходит за этими довольно специфическими знаниями. Это в основном студенты, кто учится и намерен стать высококлассным профессионалом в будущей профессии. Есть другой пласт статей, собирающих по 10-20 тысяч просмотров. Это тоже фундаментальные материалы из самых разных сфер - астрофизики, математики, истории, конфликтологии и других. Обращаются те, кто готовится к какому-то экзамену или реферату.
На портале энциклопедическая статья - это уже не монополист, она дополнена данными из множества источников. Фото: bigenc.ru
А темы, которые не относятся к "фундаменту", у вас есть? Или это сфера Википедии? Актеры, футболисты, блогеры и прочие люди из современной тусовки? Учитывая, что вы гарантируете предельную достоверность, такие материалы были бы крайне важны для самой широкой публики. Кроме того, это существенно расширило бы аудиторию портала. Как сегодня говорят, помогло бы его раскрутке.
Сергей Кравец: В принципе, мы ориентируемся на самую широкую публику. И, конечно, учитываем те темы, которые по частоте запросов входят в наиболее востребованные. Но "горячее", сиюминутное, это все же для СМИ. А для нас важно понять, становится ли злоба дня серьезной устоявшейся тенденцией, явлением в жизни общества. Если да, тогда это может быть нашей темой. Что касается конкретных персонажей, то подход такой же. Если этот человек уже стал фактом общественной жизни. Скажем, футболист Месси или киноактер Том Круз, конечно, попадут в портал.
Говорят, скажи, что ты читаешь, и скажу - кто ты! Что можете сказать о вашей аудитории? Удивила, порадовала, огорчила?
Сергей Кравец: Мы испытываем весь букет этих эмоций. Вот, к примеру, многие ректоры, даже глава МГУ Виктор Антонович Садовничий, жалуются, что среди поступающих немало слабо подготовленных ребят, их приходится доучивать школьной программе. Но судя по большому числу запросов на серьезные темы, у нас много сильных студентов, которым необходимы капитальные знания. И это радует. Огорчает, что кто-то приходит на короткое время. За такой срок они не могут полностью прочитать текст. Открывают, но, увидев, что статья большая, убегают.
Увы, неумение долгое время сосредоточиться на материале - это веяние времени. Специалисты уже говорят о болезни века, в которой сейчас тонет часть молодого поколения, - цифровая деменция. Например, норвежские ученые, протестировав 34 тысячи жителей Евросоюза, пришли к выводу, что уровень IQ у рожденных после 1981 года на 20 процентов ниже, чем у поколений, рожденных с 1930-х по 1980 годы. Кстати, может, пользователи просят сделать статьи полегче? Вообще, много получаете пожеланий?
Сергей Кравец: Много. Изучаем их очень внимательно. В основном пишут, что портал функционален, им удобно пользоваться. А когда в соцсетях идет горячая дискуссия по какому-то вопросу, все чаще она заканчивается выводом - идите и посмотрите эту информацию на портале. На этом дебаты прекращаются. Это дает надежду, что постепенно достоверность будет все больше востребована.
Что касается конкретных пожеланий, то их более чем достаточно. Приведу лишь несколько. Скажем, многие отмечают возможность обратиться к первоисточнику документа. Такой отзыв для нас очень важен. Мы провели очень большую работу по подбору первоисточников. Скажем, вы читаете цитату из какого-то документа и вам хочется посмотреть оригинал полностью. Кликаете - и попадаете в первоисточник. Это может быть летопись, хроника, указ. Вначале такая возможность была предусмотрена только для внутреннего пользования, но оказалось, что она очень востребована. Поэтому открыли доступ.
Еще многие просят, чтобы в библиографии были указаны электронные книги. Казалось бы, в чем проблема? Бери и ставь. Но все не так просто... Приведу пример. Мы взяли статьи по астрономии, где в библиографии девять книг. Пять американских - все с электронными текстами, а из четырех наших только одна с электронной версией. Ее мы можем указать в библиографии, а с остальными по самым разным причинам непонятны авторские права. Мы рекомендуем книгу, а она недоступна.
И еще важный момент, который открыли для себя. Мы поняли, что пользователей больше интересуют не отдельные персоналии, не детали, не частности, все это они могут найти в той же Википедии, а основополагающие, базовые материалы по данному направлению. Например, в этом году такими были статьи по колонизации Северной и Южной Америки, над которыми авторы и редакторы много и долго работали. Получились очень капитальные обобщающие материалы. Войдя в них, читатель может разобраться во всей этой сложной истории. А если захочет узнать подробности, то, кликнув разные подсистемы, может прийти к чему угодно - и к завоевателю Кортесу, и к инкам. Причем со всеми фото- и видеорядами.
Еще могу назвать фундаментальную статью о том, как движение ЛГБТ (признано в России экстремистским и запрещено решением Верховного суда - прим. "РГ") завоевывало западное общественное сознание. В чем суть этого явления? В какой момент оно перестало считаться неприемлемым для общества грехом.
Итак, портал вышел в люди. Как он будет дальше развиваться?
Сергей Кравец: Мы в начале пути. Пока опубликовали пятую часть словника. До конца года в нем будет 42 тысячи статей, в 2024 г. достигнем 75 тысяч, в 2025-м преодолеем 100-тысячный порог. Это уже будет полноценная научная энциклопедия. А дальше, прибавляя по 40 тысяч в год, выйдем до так называемого равновесного словника - примерно 220 тысяч.
В очереди уже сейчас стоят несколько тысяч статей. Но что выпускать в первую очередь, с чем можно повременить? Как расставить приоритеты? Конечно, все решают запросы, что требуется здесь и сейчас. Если мы говорим, что наш основной пользователь студент, то надо услышать тех, кто занимается образованием. Скажем, минобрнауки может рекомендовать публиковать в первую очередь больше статей по истории Древней Руси или истории СССР. И тогда по этим темам мы должны будем готовить статьи в приоритетном порядке. Сейчас такая работа идет.
И все же цифры обращений в Википедию и к вам несопоставимы. При запросе в поисковике вываливается ссылка на "Вику". Ситуация довольно парадоксальная: есть кладезь знаний, где полная и достоверная информация, но о нем знает относительно небольшое число людей. Зато интернет завален всяческим информационным мусором. Может, нужна специальная акция, чтобы раскрутить портал?
Сергей Кравец: Как я уже говорил, мы работаем с Википедией в разных аудиториях. Хотим мы или нет, но энциклопедия никогда не была массовым чтивом. Но что надо иметь в виду? Наши люди - это молодежь, которой нужны глубокие достоверные знания. Это принципиально. У нас появится поколение молодых людей, которое воспитано на достоверном знании. Его не захлестнет огромный поток информации, оно не будет принимать ее на веру, а постепенно привыкнет ее проверять. То есть по большому счету мы работаем на будущее. В принципе, это миссия всех научных больших энциклопедий, начиная с первой, созданной еще Дидро. Они тоже работали на молодое поколение, которое воспитывалось на их энциклопедиях.
Теперь о запросах. Да, в первое время нас трудно было найти, но сейчас ситуация изменилась. На запрос после "Вики" все чаще появляемся мы. Эта тенденция будет усиливаться при увеличении на портале числа статей. Что касается раскрутки, мы много о себе рассказываем, мы есть "ВКонтакте", участвуем в различных мероприятиях. Хотим в каждом большом вузе провести презентацию с обучением. Поставим терминалы, чтобы студенты поняли, как работать с порталом, как он может помочь в обучении.