Работа на заводе может быть красивой, модной и продуктивной.  О проекте «Искусство труда» в Новой Третьяковке

В преддверии открытия масштабной выставки «Искусство труда», единственной в своем роде в современной России, где труд простого рабочего воспевают художники со всей страны, ставят акценты на важности рабочих профессий, на их жизни, условиях труда, окружении, мы поговорили с идеологом проекта, совладельцем компании Ростсельмаш, Константином Бабкиным.

Работа на заводе может быть красивой, модной и продуктивной.  О проекте «Искусство труда» в Новой Третьяковке
© Daily Moscow

Константин Анатольевич, начнем немного издалека: всегда ли вас интересовало искусство? Или, может, был определённый момент в биографии, когда искусство стало частью вашей жизни? Все-таки вы больше известны как промышленник, человек экономических и деловых интересов.

Я тяготел к искусству еще в институте, но с позднего студенчества всё это заинтересовало серьезнее. Стал ходить по выставкам, втянулся в это дело. Некоторая живопись стала нравиться. В те годы я посетил выставку импрессионистов в Пушкинском музее.

Тогда четко понял, что живопись может быть важной частью жизни и проникать вглубь человека. В какой-то момент стал коллекционировать немного.

Хочу отметить, что в разных периодах художники создавали прекрасные картины, еще до революции: Нестеров, Шишкин, Васнецов. Есть и ранняя советская живопись: соцреализм, который очень бодрый, и уже середина советской власти, - строгий стиль. Хорошие произведения были.

Но, на мой взгляд, где-то с конца 80-х годов все изменилось в искусстве. Оно не цепляет. Мимо все, мимо.

У меня сложилось такое ощущение, что люди перестали писать картины, потом уже потеряли и страну.

Я и сегодня посещаю выставки современного искусства. Часто это все-таки подражание чему-то иному.

Сейчас я занимаюсь развитием, рабочими, заводами. Люди трудятся, но этого в искусстве вообще нет с конца 80-х и по нынешнее время. Если не брать наш фестиваль, то тема созидания, работы, она вообще игнорируется современными художниками.

Поэтому мы приехали в академию Сурикова к Любавину Анатолию Александровичу (ректору МГАХИ им. Сурикова). Поговорили об этом, он сказал – давайте. Тема была в Советском Союзе очень востребована и активно развивалась. А сейчас о ней позабыли последние десятилетия.

Мы пригласили студентов на «Ростсельмаш», они съездили, написали много приличных работ. Мы получили поддержку, это интересно и художникам, и зрителям, и заводчанам. Получился интересный проект.

Какие произведения попадают в вашу личную коллекцию, о чем они?

У меня дома есть картины того же Попкова, Ефанова, из современных есть Валерий Кошляков. Нестеров есть. Коллекция небольшая. Офис украшен картинами сурового стиля. Аникеев, Фролов. Я не на склад покупаю, а чтобы картины находились в пространстве рядом с людьми.

Ну, наверное, все-таки тяготею к суровому стилю. Из современных художников есть работы участников фестиваля «Время, вперед!».

Иногда картина цепляет, а иногда взгляд не останавливается. Если она остановила мой взгляд, то у нее есть шанс попасть в офис или домой.

Дома у меня есть работы, конечно, меньше про работу, а больше пейзажи, портреты, сцены охоты, натюрморт. Успокаивающее, позитивное.

Есть у меня скульптура Соколова. Такая деревянная и большая. Есть голова девушки, мраморная версия. Из фестивальных работ «Сталевар» Алексея Чепашова, на столе стоит в офисе.

У многих спорное отношение к современному искусству. А как вы относитесь к современному искусству, которое можно увидеть на современных выставках, ярмарках, фестивалях?

Я скептически отношусь к тому, что называется и подается как современное искусство. Оно как-то не про меня, не про проблемы, которыми я живу.

Подача иногда грамотная бывает. Хорошие галереи есть сейчас. Но что они предлагают? То, что лично меня не цепляет, не работает. Вот поэтому мы развиваем наш фестиваль, это для меня интересно. Художники соревнуются, что-то творят, появляются свежие работы и действительно содержательное современное искусство.

Пять лет назад именно вам пришла идея создать Фестиваль «Время, вперед!», который объединил художников и скульпторов со всей страны с целью показать, как и чем живет сегодня человек труда и современное производство в целом. Оглянувшись назад, можете сказать, что у вас все получилось?

Я думаю, что получилось. Проект живет и развивается, и количество участников растет. Каждый год появляются интересные работы. Их там не одна, а десятки. Чего бы я хотел? Больше экспрессии, больше эмоций.

Я верю, что Россия должна в экономике совершить новую индустриализацию. Должны быть сотни, тысячи новых заводов. Страна должна выйти на новый уровень развития. А к этому надо народ вдохновлять, готовить. Это все показывать надо.

И участники фестиваля новую индустриализацию должны приближать. Многие авторы успешно этим занимаются. Важно делать наше общество сильным, жизнь красивой, качественной и осмысленной. Это задача нашего проекта.

Каждый сезон Фестиваля завершается выставкой «Искусство труда», куда входят работы полуфиналистов проекта. В этом году среди участников была жёсткая конкуренция: из 1500 работ жюри отобрали 200. Для вас это тяжелый процесс (процесс выбора)?

Тяжелым его не назовешь. Скорее приятный, увлекательный. Иногда напряжение испытываешь от того, что не всем достаются награды. Не все попадают на выставку. Боишься кого-то обидеть. Вот это неприятный момент. Но это конкурс. Я думаю, что тут обид не должно быть. Сегодня у кого-то не получится. В следующий раз шансы есть у всех. Есть стимул расти. Каждому художнику находить новые темы, новые техники.

Каждый год есть искренние работы, при этом качественно выполненные.

Победителей жюри выбирают в день открытия экспозиции в залах СХР Новой Третьяковки. Вы ведь тоже член жюри. Как вы делаете свой выбор? Есть критерии?

Работа должна быть качественно выполнена, тематически соответствовать, прославлять человека труда. Ну и должна цеплять. Иногда бывает лучшая работа и она выделяется для меня сразу и ее было просто выбрать. А иногда несколько работ, примерно сравнимого уровня. Тут уже как-то коллегиально решаем. Дискутируем, выбираем.

В пятом сезоне появилась новая номинация «Инсталляция». Почему?

Искусство должно быть разнообразным, под разные ситуации подходить. Инсталляция – почему нет? Это дает новую возможность выражения для художников. Хотим посмотреть, как это будет работать, насколько востребовано будет.

Искусство современное в разных формах живет и будет жить. Мы открыты ко всему.

Труд рабочего сегодня непопулярен. Профессия того же строителя, пекаря, дворника, сантехника, комбайнера и тд. далеко не самая привлекательная для молодого поколения. На нее неохотно идут учиться и работать. Есть ли изменения в этой тенденции? Почему так произошло и что с этим можно сделать?

Художники редко, помимо нашего фестиваля, изображают человека труда. Также и правительство – редко видит человека труда. И у нас приоритеты экономические… Ну кто такой у нас голос бизнеса, голос предпринимательства?

Это РСПП, олигархи, экспортеры сырья. И правительство мало заботится о несырьевых отраслях промышленности, экономики, о производстве.

У нас и налоги высокие, и кредиты дорогие, и металл дороже, чем в других странах. И, соответственно, у нас не всегда выгодно заниматься производством. А это все сказывается на том, что невысокие зарплаты, заводы быстро модернизируются, а не такой производительный труд.

Соответственно, молодежь не стремится идти на заводы. И на выставках у нас видно, что не всегда эти рабочие выглядят гламурно, не всегда улыбающиеся лица. Но это реалии.

И одна из задач нашего фестиваля сделать так, чтобы наши реальные рабочие выглядели счастливее, чтобы правительство обращало больше внимания на поддержку реального сектора, чтобы росли зарплаты, развивалась экономика. Все это можно решить.

Китай же развивается семимильными шагами, уже не первое десятилетие, и молодежь там идет вполне себе охотно на производство, потому что можно себя реализовать, проявить свой талант и увидеть мир благодаря каким-то поездкам, командировкам.

Я думаю, что это временная ситуация, что молодежь не очень хочет идти на заводы. Мы привлечем их. Покажем, что работа на заводе может быть красивой, модной и продуктивной.

Вы в рамках Фестиваля «Время, вперед!» вывозите художников на производства и даже спускаете в шахты на индустриальные пленэры. Чья это была идея и охотно ли соглашаются заводы принимать таких гостей?

Все и началось с поездки студентов и преподавателей на «Ростсельмаш». Сложно писать человека труда, не посещая место, где он работает, ту же шахту или завод. Очень важная составляющая состоит в том, что нас поддерживают руководители, коллективы производственные, пускают на предприятия, приглашают на туда.

Рабочие позируют, соглашаются потратить часть своего рабочего времени, чтобы помочь художнику создать произведение. Это важная составляющая нашего фестиваля, все эти поездки на заводы.

Это заряжает и коллективы, и художников, которые бывают в тех местах, в которые они бы не смогли попасть без нашего участия. Будем это дело продолжать.

Выставка «Искусство труда» передвижная, она перемещается по России в течение года? Или, может быть, есть такие планы?

Бывают мероприятия Ассоциации «Росспецмаш» в Питере, в Перми, в других городах России. Мы с удовольствием проводим выставки, берем некоторые картины и скульптуры. Выставляем на наших мероприятиях, которые посещают сотни, может, тысячи человек. А так, чтобы отдельная выставка гастролировала, пока у нас такого не было. Может быть, дойдем до этого.

Вообще-то, нужны какие-то региональные партнеры. Если какая-то галерея в регионе заинтересуется, прочитав это интервью, то мы открыты к предложению. Давайте совместно делать региональные экспозиции.

Фестиваль продолжается. Какие планы на следующие сезоны?

Постепенно растет фестиваль. По количеству присланных работ на конкурс, по количеству участников и посетителей выставки «Искусство труда».

Растет интерес со стороны художников, со стороны зрителей, партнеров.

Будем расширяться, развиваться, реализовывать свою главную цель – популяризацию труда рабочего.