Александр Жигалкин: "Надо просто не изменять себе и с удовольствием заниматься любимым делом!"
Почему возникла идея организовать в Доме Актёра молодёжные проекты? Эта идея очевидна, потому что часть нашей основной деятельности – работа с молодёжью. Мы – Региональный общественный фонд помощи театральным деятелям всех поколений, а это значит, что наши ориентиры касаются не только ветеранов, но и молодёжи. Это центральная линия работы. В связи с этим мы искали то, что было бы интересно молодым людям в свете сегодняшней театральной повестки. Нам показалось, что форма лабораторного существования, во-первых − в тренде, а во-вторых − может быть полезна с культурологической точки зрения для развития и упрочнения коммуникации. Когда вы были студентом, существовали аналоги подобных проектов? Единственная внятная форма, которая в те времена всем очень нравилась − фестиваль студенческих спектаклей «Подиум». Тогда он имел международный статус. Мы неоднократно студентами принимали в нём участие и даже победили в 1989 году со спектаклем «Город мышей». Это был не просто фестиваль, а форум студенческих проявлений и формирование взаимосвязей. В прошлом году состоялся конкурс «Островский. Lab », где вы были одним из членов жюри. Скажите, каким главным критерием вы руководствовались при оценивании работ критиков и сценографов? Есть такое понятие «вкусовщина». Оно обычно применяется в негативном ключе, но с точки зрения участия в жюри, стало для меня критерием. Вопрос личного интуитивного ощущения − попадает то или иное произведение в мои собственные ощущение или не попадает. Наверное, это неправильно судить субъективно, надо стремиться анализировать всё с точки зрения общих тенденций, театральных направлений, повестки и т.д. Но мне кажется, что в этом и суть работы жюри, которое состоит из самых разных людей, имеющих собственные взгляды и личный опыт. В этом проявляется независимость их решения, что в целом дает и независимость общей оценки. А, когда мнения совпадают – победа! В конкурсной программе «В нашем Доме. Пушкин» режиссёры должны будут представить эскизы по сказкам А.С. Пушкина. Что на ваш взгляд самое сложное в работе в таком формате? Эскиз спектакля – это аналог синопсиса сценария, сжатое ощущение того, что ты хочешь воплотить на сцене. Для режиссёра эскиз является одним из этапов работы над спектаклем. Это может быть одна или несколько ключевых сцен, раскрытие характера и множество других вариантов. И сложно, и очень интересно, потому что, занимаясь изучением произведения, ты должен определить главное. «Keyword», ключевое слово, которое сложно сформулировать, а ещё сложнее кратко передать его смысл. Вы читаете сказки А.С. Пушкина своим детям, и есть ли у вас любимая сказка? Да, конечно, читаю сказки детям и сам с удовольствием их перечитываю. Любимая, наверное, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Я давно хочу её поставить на сцене, поэтому время от времени возвращаюсь к тексту. Хотя, когда я был студентом на экзамене по художественному слову читал «Сказку о золотом петушке». Вы признавались в одной из бесед, что любите пушкинскую поэму «Граф Нулин». Чем она вам нравится? Да, я люблю драматургию этой истории, нравятся её характеры и невероятный юмор! Одно описание двора, который видит, сидя у окна Наталья Павловна, – это произведение искусства, на основе которого можно снимать кино. Крылатая фраза Апполона Григорьева «Пушкин – наше всё!», применима для нашего времени? Это субъективное высказывание… Для меня, да «наше всё», а вот для молодого поколения, наверное, нет. Они читают гораздо меньше и о многих знаковых фигурах нашей культуры знают только понаслышке. Не погружаются в тексты, всё воспринимая поверхностно. Существует байка: «Человек говорит ̶ “Я видел “Джоконду“, но она мне не понравилась”. Другой отвечает ̶ “Послушай, она нравилась такому количеству людей, что тот факт, что не понравилась тебе, на неё никак не повлияет”». То же самое применимо и к творчеству Пушкина. Он остаётся гениальным поэтом, основоположником многих тенденций в русской словесности, нравится это кому-то или нет. Сегодня соотношение классической и современной драматургии в театре органично? Мне кажется, что есть перекос в сторону современной драматургии, а вот к классике обращаются мало, сильно её переиначивая. Я не приветствую, когда из классического материала пытаются сделать современный, а автора подменяют собственными режиссёрскими комплексами или сублимациями. Не бери классику, не меняй её, работай с современными авторами! Гораздо сложнее взять Гоголя и поставить его аутентично, но так, чтобы Гоголь был абсолютно современным, интересным, зрелищным. Владимир Иванов смог это сделать в спектакле «Мёртвые души». На сцене Театра им. Евг. Вахтангова абсолютный Гоголь! Такое умение работать с классическим материалом дорогого стоит. Среди участников лаборатории «В нашем Доме. Пушкин», кроме режиссёров и сценографов, будут театральные критики. Вы читаете рецензии на спектакли? Нет, я не читаю рецензии, и к сожалению, негативно отношусь к критикам. Моё давнее ощущение, что эта профессия деградировала и превратилась в сведение счетов или выпячивания своего мнения, какое-то самоутверждение. Очень редко критический анализ того или другого произведения имеет к нему вообще отношение. Чаще всё написанное касается исключительно того человека, кто это написал, через критические оценки реализовав себя. «А судьи кто?!..» Но вам придется оценивать работу критиков на лаборатории. Я буду рад, если появятся люди, которые действительно продолжат традиции великой литературной критики конца ХIХ и начала ХХ веков. Авторы тех времён серьёзно изучали тексты, дружили с их авторами, общались с ними, были в курсе того, о чём они пишут. Работали не поверхностно, а очень глубоко. Расскажите предысторию чтецкого конкурса «Бабочка Юрского». Название придумала Людмила Сергеевна Черновская. Родился конкурс из нашего давнего желания сделать поэтический фестиваль и увеличить количество поэзии в Доме Актера в различных форматах. А чтецкий конкурс − лучшее продвижение поэтического искусства и поддержка молодых актёров. В названии неслучайно имя Сергея Юрского. Это величайший актёр, который помимо всех талантов, был ещё и великим чтецом. Кто для вас лично является авторитетом среди актёров-чтецов? Это мой учитель Яков Михайлович Смоленский, Сергей Юрьевич Юрский и абсолютный эталон Константин Аркадьевич Райкин. Я всегда заворожён тем, как он читает стихи. Это фантастика! А вы читаете стихи? Да, я очень люблю поэзию. В моём дипломе написано: «Актёр драматического театра и кино, мастер художественного слова». Я пытаюсь этому соответствовать. Поэзия Пушкина в вашем репертуаре тоже присутствует? Конечно! Александр Сергеевич − мой любимый поэт. Среди современных молодых театральных коллективов есть те, чьи работы вы могли бы выделить? Мне нравится, как работает театр РОСТА в Царицыно под руководством Нонны Гришаевой и прекрасный коллектив Мастерской Театральных Ремёсел под руководством Андрея Щукина, которые играют у нас, в Доме Актёра. Посоветуйте, что нужно молодым специалистам для победы в конкурсах Дома Актёра? Надо просто не изменять себе и с удовольствием заниматься любимым делом! Тогда всё будет прекрасно!