Войти в почту

Почему вопросы, связанные с работой ЖКХ, продолжают волновать кубанцев

В минувший понедельник губернатор Кубани в прямом эфире краевых теле- и радиоканалов общался с земляками. По числу заданных вопросов, как и в прошлые годы, с громадным отрывом лидировала тема ЖКХ. А незадолго до "прямой линии" члены Совета при губернаторе края по развитию гражданского общества и правам человека, в состав которого входит и корреспондент "РГ", отправились в коммунальное ведомство края.

Почему вопросы, связанные с работой ЖКХ, продолжают волновать кубанцев
© Российская Газета

Поясним, что анализом сложившейся там ситуации руководитель региона поручил Совету заняться еще в 2019 году. Спустя год при главе края была создана межведомственная рабочая группа по вопросам расчета платы в сфере предоставления коммунальных услуг. Ее возглавил председатель профильной комиссии краевого Сергей Зима. Экономист по профессии, он уже почти 20 лет погружен в проблемы ЖКХ. Хорошо зная ситуацию в этой сфере в стране, он считает, что занимающей лидирующие позиции во многих отраслях Кубани надо ориентироваться на передовые технологии.

- Реальность такова, что львиная доля коммунальных сетей нуждается в замене, - констатирует он. - В основном они достались нам в наследство от советских времен и сильно изношены. Их реконструкция ведется предприятиями ТЭК и ЖКХ в рамках федеральных госпрограмм, однако объем работы колоссальный, а люди ждут отдачи уже сегодня, сейчас. Это не получается, отсюда и недовольство. Но есть вопросы, которые можно решать, не дожидаясь замены сетей, изменив систему учета и контроля. Речь идет о цифровизации ЖКХ, предполагающей внедрение прикладных технологий для автоматизации различных процессов, связанных с учетом потребления ресурсов, а также с начислением и приемом платежей.

Многие проблемы возникают из-за дефицита информации:на Кубани 18 категорий льготников, но люди часто не знают о своем статусе

Сформированная цифровая сеть, по мнению Сергея Зимы, позволит выявить наступление предаварийных ситуаций, спланировать ремонт сетей и снизить коммунальную нагрузку на жителей. А главное - она даст объективную информацию от ресурсоснабжающих организаций, что сегодня весьма проблематично. Наглядно это подтвердилось на примере ТСЖ на улице Парусной в краснодарском микрорайоне Гидростроителей. По инициативе председателя его правления, члена СПЧ Галины Сильман жильцов дома и поставщиков коммунальных услуг объединили в единое информационное пространство.

- Как оказалось, счета, выставленные потребителям за отопление и нагрев воды, не соответствуют данным, которые ресурсоснабжающая организация выгрузила на ГИС ЖКХ, - пояснила Галина. - Пришлось наводить порядок.

Пилотный проект показал, что поставщиков услуг можно и нужно контролировать. Как это уже делают, например, в , где информатизация всей коммунальной сферы успешно идет именно с 2019 года. Побывав по инициативе рабочей группы Совета минувшей весной в Подмосковье, кубанцы не только изучали накопленный там опыт, но и представили губернатору свое видение ситуации.

Кстати, разработанная концепция "Цифровая трансформация ТЭК и ЖКХ Краснодарского края до 2030 года" получила достаточно высокую оценку на состоявшемся в Подмосковье отраслевом форуме. А Кубанский государственный технологический университет готов стать пилотной площадкой для внедрения проекта на крупных социальных объектах края: соглашение о сотрудничестве с вузом уже подписано.

Но "умное ЖКХ", без приписок, ржавых труб и дырявых крыш, ждет нас в будущем. Надеемся, не в очень далеком. Пока же коммунальные проблемы продолжают больше других волновать граждан. С чем это связано? Когда на Кубани начнется процесс цифровизации ЖКХ? Как реализуется программа догазификации домов и объектов? Эти и другие вопросы члены Совета задали врио министра ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Вячеславу Шапошнику.

В начале встречи председатель краевого СПЧ поблагодарил руководство министерства за конструктивное сотрудничество.

- Мы не раз собирались в Совете и здесь, в министерстве, для решения вопросов, волнующих жителей Кубани, - сказал он. - Наиболее актуальные из них связаны с ценами и тарифами. Не случайно созданная по поручению губернатора межведомственная рабочая группа занимается в первую очередь именно этими вопросами. Однако их меньше не становится.

Впрочем, Вячеслав Шапошник считает, что количество обращений не всегда свидетельствует о плохом состоянии дел в отрасли.

- Иногда люди видят, что к дому соседа газ подведен, а к их - нет. Начинают разбираться и узнают, что соседу помогла выделенная субсидия, которая им тоже положена. Многие проблемы возникают из-за дефицита информации. Чтобы ликвидировать его, ведем блоги в социальных сетях. Ну а самим гражданам надо активнее интересоваться своими правами. Ведь на Кубани имеется 18 категорий льготников: восемь - федеральных, остальные - краевые. Для удобства разработали карточки, которые выложили в наших аккаунтах. В них можно найти информационные материалы о получении жилищных сертификатов, социальной газификации и догазификации, других актуальных вопросах. Причем в карточках пошагово расписан алгоритм действий получателя льготы.

На программу газификации в этом году в краевом бюджете, по словам и. о. министра, был заложен миллиард рублей. Для подведения газа к домам льготников выделяется 105 тысяч рублей. С начала года газифицировано четыре тысячи домов, а год назад их было всего 300.

- Мы идем тремя путями, - поясняет Шапошник. Первый - социальная догазификация, второй - работа над региональным бюджетом, где мы являемся распределителями средств. И третий - программа . Благодаря тому, что движение по всем трем путям идет без сбоев, на местах наблюдается настоящий прорыв: например, только в Отрадненском районе проложили 117 километров газопровода! Цифры сами за себя говорят.

Но есть и другие примеры. Так, член СПЧ Станислав Бабин рассказал о том, что на хуторе Тверском Крыловского района не газифицирован дом бывшего директора школы, 75-летней Ольги Кондаловой и других ее земляков-ветеранов. Выяснить, есть ли у пенсионеров льготы, а также помочь их оформить, должны местные власти. Вячеслав Шапошник пообещал с ними созвониться и поручить разобраться в ситуации. А вот судьбой аварийной трансформаторной подстанции в станице Старокорсункой специалисты ведомства займутся сами: в ближайшее время запланирован выезд на данный объект.

По инициативе СПЧ на состоявшуюся в министерстве ТЭК и ЖКХ очередную встречу вместе с председателем постоянной рабочей группы Совета по вопросам СВО, руководителем краевого штаба Комитета семей воинов Отечества Светланой Недилько были приглашены руководитель филиала Государственного фонда "Защитники Отечества" в Краснодарском крае и эксперт Совета, председатель краевого отделения Союза ветеранов СВО Борис Денисенко.

Они говорили о необходимости выработки механизмов для предотвращения возможного отключения электроэнергии и газоснабжения в домах семей участников СВО, вне зависимости от того, добровольцы они, мобилизованные или военнослужащие бывших ЧВК. Для оперативного решения возникающих проблем руководитель министерства дал поручение своему заместителю Марии Краснощековой установить прямые контакты с руководством Фонда "Защитники Отечества", штаба КСВО и Союза ветеранов СВО.

По предложению Андрея Зайцева для системного решения во-просов поддержки семей участников СВО намечено провести рабочее совещание с участием представителей департамента внутренней политики администрации Краснодарского края, крайвоенкомата и других компетентных органов, располагающих статистической и адресной информацией по данной теме.

Что касается проведения на территории Кубани цифровой трансформации сферы ТЭК и ЖКХ по опыту Московской области, то Вячеслав Шапошник заверил членов Совета, что вся необходимая подготовительная работа проведена, поэтому реализация проекта "Технологическое присоединение, цифровизация и диспетчеризация в сфере ЖКХ Краснодарского края" возможна уже в начале следующего года.

А значит, можно надеяться, что Кубань в скором времени получит "умное ЖКХ".

Кстати

Оставить жалобу (обращение) можно на официальном сайте министерства ТЭК и ЖКХ mintekgkh.krasnodar.ru в разделе "Виртуальная приемная", а также по телефону + 7 (861) 253-86-04.

Ссылки на аккаунты, где публикуются справочные материалы и актуальные новости: https://t.me/mintekgkhkk, https://t.me/shaposhnik_v и vk.com/shaposhnik_v_n.