В Перми выходит книга о городских микрорайонах

В большой стране мелочей не бывает. Именно такой подход к своему проекту "Пермские микрорайоны" выбрали сотрудники краевого госархива. Больше года они вместе с работниками библиотек и общественниками собирали информацию о том, из каких поселков и деревень выросла столица Западного Урала и какие люди здесь жили.

В Перми выходит книга о городских микрорайонах
© Российская Газета

Тысячи откликов

Россия - огромная страна, простирающаяся на тысячи километров, но у каждого ее жителя есть уголок, где он родился, пошел в школу, играл с друзьями. Память взрослых эти близкие сердцу места хранит.

- Сейчас наш микрорайон Рабочий поселок не узнать, - говорит Александр Черепанов. - Всю жизнь я прожил здесь. Там, где построили многоэтажные дома, раньше были маленькие, в основном двухэтажные. Они остались, но мало уже.

Черепанов разглядывает архивные фотографии и вспоминает, что вот тут, на этой улице, был в подвале молочный магазин. Каждое утро к нему подъезжала машина с огромной стальной бочкой, водитель протягивал от нее толстый шланг, по нему в магазин, в бак, текло молоко. Народ стоял в очереди, ожидая окончания приемки товара. А потом продавщица литровым черпаком разливала молоко по бидонам.

Из крупинок таких воспоминаний и составляется история города, края, области, всей страны. Потому проект "Пермские микрорайоны" моментально стал востребованным, причем не только в Перми. Некоторые давно уехавшие жители, узнав, что начался сбор историй о родных местах, начали выкладывать события и факты своей жизни.

- Для нас главное не собрать документы, а услышать живые истории земляков, - говорит директор Государственного архива Пермского края (ГАПК) Юлия Кашаева. - Тысячи людей откликнулись на наш проект. На встречах в библиотеках рассказывали самые неожиданные истории, причем благодаря им уточнялись некоторые факты из городской жизни. Оказалось, в Перми много бескорыстных людей, которые грамм за граммом собирают историческую картину города. Я их назвала радетелями, это старое русское слово, означающее заботливого человека.

Железка или Заречный

Краеведы и сами много лет издают книги, посвященные разным местам города, но все эти сведения, как правило, разрознены, не объединены. Точно неизвестно, сколько микрорайонов в Перми. Принято считать, что около сотни. К тому же зачастую возникает путаница с названиями. Например, несколько лет назад на приеме у заместителя главы города одна пермячка пожаловалась, что у них плохо вывозят мусор.

- У нас, на Железке, контейнеры порой стоят переполненные, - говорила она. - Грязь такая, и никому дела нет.

Чиновник записал жалобу и уточнил название улицы. Женщина ответила, что улица Ветлужская.

- Да это микрорайон Заречный, - сказал чиновник. - А Железнодорожный или, как вы говорите, Железка около вокзала.

- Да там микрорайон ДКЖ! - удивилась пермячка. - Железка у нас, там одни железнодорожники живут, даже улицы Вагонная и Машинистов есть.

Главное - не собрать документы, а услышать живые истории земляков

"Пермские микрорайоны" начались летом прошлого года. Сначала проект задумывался как сетевой. Раз в месяц архивисты и библиотекари выкладывали в интернете десять небольших рассказов о том или ином микрорайоне с фотографиями. Сразу же пошли отклики. Первым стал микрорайон Разгуляй, старейший в Перми. Архивисты предположили, что его название связано с озером, где отдыхали чиновники XVIII века. Но читатели тут же поправили: никакого озера тут не было, а был пруд.

Подобные уточнения делались в каждой публикации. После выхода рассказа о Рабочем поселке, где раньше стоял городской цирк, который сгорел, жители сообщили, что дата пожара указана неверно, и доказали это. Пришлось архивистам вносить правки в свои документы.

На каждой встрече пермяки сообщали новые сведения о своем микрорайоне работникам архива. Фото: Константин Бахарев

Где аэродром?

- Мы убедились в том, что у пермяков огромный интерес к своему городу, к своей малой, иногда очень малой родине, - говорит заместитель директора ГАПК Елена Шестакова. - И примерно через полгода после начала проекта стали встречаться с горожанами. Такое живое общение оказалось для всех гораздо интереснее.

Встречи проводились в районных библиотеках, куда пермяки приходили со своими документами, фотографиями и историями. Жителей микрорайона Городские Горки очень интересовало, где у них в прошлом располагался аэродром. Взлетное поле там было первым в краевой столице, но сейчас оно давно застроено, следы аэродрома затерялись. Договорились сообща с архивистами искать место, откуда в Перми взлетали самолеты 100 лет назад.

Многим интересно, где находился так называемый Юнгородок. Во время войны были построены засыпные двухэтажные бараки, где жили мобилизованные на заводы подростки из деревень. Сейчас об этом поселке напоминает только автобусная остановка "Юнгородок", сами бараки давно снесены.

Да еще в книге "Кружилиха" Веры Пановой, жившей в годы войны в Перми, описан скандал, устроенный директором завода: "Там же все отсырело, ребята пропадают от сырости! Мусор, грязь, у управхоза вот такая морда - дрыхнет, должно быть, по целым дням... Вы раковину видели, водопроводную, над которой они умываются? Трубы забиты - до края грязная вода стоит! - это он, чтобы умыться, должен сначала всю эту мерзость вычерпать оттуда... Это - жилье?"

Крым на Урале

Всего за год было проведено несколько десятков исторических исследований пермских микрорайонов. При этом выяснялась история их появления и границы, которые, как оказалось, мало кому известны. Для многих жителей Мотовилихинского района, например, стало открытием, что когда-то их район был отдельным городом Молотово. А перед войной он вошел в состав Перми и тогда же был переименован в Молотов.

- Я впервые, хотя всю жизнь проживаю в Перми, побывала в самом дальнем городском поселке Крым, - говорит Шестакова. - Раньше здесь были деревни, а осенью 1941 года сюда эвакуировали химзаводы крымских городов. И поселок стал называться Новый Крым, сейчас просто Крым.

Местные жители даже провели для архивистов велоэкскурсию, рассказали не только о каждом доме, но и перечислили кто там жил.

К проекту подключилась одна из старейших жительниц Перми Мария Жихарева, которой недавно исполнилось 100 лет. Она все эти годы прожила в Верхних Муллах. Мария Михайловна рассказала, как раньше здесь жили, как начал строиться один из крупнейших в России нефтезаводов.

- Все дома частные были в Муллах и деревянные, - вспоминала Жихарева. - У кого большие семьи, и дома большие строили, а нас трое детей было, это немного, маленькая считалась семья.

На Липовой Горе долго выясняли, когда появился микрорайон. И вроде выяснили, но вопросы еще остались. Кстати, Пермь раньше была небольшим городом, но, начав расширяться, вбирала в себя окрестные села, деревни и поселки. Многие до сих пор, когда собираются по делам в центр, говорят, что "поехали в город". Некоторые микрорайоны поменяли название, те же Коноваловские Пашни. Вместо частных домов здесь теперь многоэтажки, и микрорайон называется Садовый.

Краевая библиотека имени Горького по итогам интернет-общения и встреч с жителями подготовила книгу "Пермские микрорайоны". Окончательно она будет готова в январе. Но из-за недостатка средств выйдет только в электронном виде.

- У нас останется самая теплая, домашняя память об этом проекте, - сказала Юлия Кашаева. - Благодаря ему все мы узнали много нового о своем городе, о своей малой родине. Буквально по крупинкам собрали пусть пока и не полный, но уже весьма интересный портрет Перми. И наш архив пополнился более чем сотней документов и фотографий.