Войти в почту

День российской науки на климатическом саммите ООН удивил гостей "Плейстоценовым парком"

Открывшийся в конце ноября Климатический саммит ООН в столице Объединенных Арабских Эмиратов Дубае привлек около 100 тысяч участников из 150 стран мира. Это говорит о восстановлении интереса к вопросам сохранения климата после масштабного энергетического кризиса, затронувшего несколько континентов зимой прошлого года.

День российской науки на климатическом саммите ООН удивил гостей "Плейстоценовым парком"
© Российская Газета

В рамках саммита прошел День российской науки. Одно из мероприятий состоялось в павильоне, организованном при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей СПП), правительства Якутии, а также Благотворительного фонда Андрея Мельниченко.Огромный павильон "Плейстоценовый парк", погружающий посетителей в реалии сибирской тундры, не затронутой антропогенным влиянием, занял особое место среди других павильонов в экспозиции выставки этого года.

В павильоне перед делегатами Конференции открываются виды весенней тундры со стадами мамонтов, северных оленей, диких лошадей и овцебыков, а также львов и верблюдов, создающих вместе с богатой растительностью устойчивую экосистему, не подверженную климатическим изменениям. Идея павильона развивает теорию российских ученых Сергея и Никиты Зимовых, согласно которой создание высокопродуктивной пастбищной экосистемы на территории вечной мерзлоты позволяет замедлить ее таяние и предотвращает необратимые изменения климата в Арктике.

Как пояснил организатор экспозиции, председатель Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Андрей Мельниченко, созданный учеными экспериментальный "Плейстоценовый парк" в Якутии за счет утаптывания снега животными и накопления углерода в почве при формировании пастбищ позволяет снизить выбросы до 8-10 тонн СО2-эквивалента с гектара в год, что вполне сопоставимо с наиболее эффективными из существующих сейчас проектов по сохранению лесов. Это показательный, но далеко не единственный пример природных климатических проектов, способных ускорить достижение климатических целей ООН.

"Совокупная величина эмиссии парниковых газов с поверхности нашей планеты составляет ежегодно примерно 860 гигатонн в СО2 эквиваленте, - пояснил эксперт в своем выступлении на Дне российской науки. - Но лишь 6% этого объема - то есть 56 гигатонн - относятся к антропогенным эмиссиям, остальной объем приходится на природные источники. Это эмиссии природных ландшафтов - от почв, вечной мерзлоты, продуктов гниения растений, природных пожаров, болот, Мирового океана и прочего. Однако именно на антропогенных 6% сфокусировано основное внимание стран-участниц Парижского соглашения".

"Так не будет ли правильным, - задал вопрос Мельниченко, - не ослабляя внимание к антропогенным эмиссиям, обратиться и к остальным 94% выбросов? Ведь каждая молекула СО2 одинакова. Она обладает идентичными физическими свойствами, включая влияние на парниковый эффект, независимо от источника происхождения молекулы - будь то выбросы от электростанции, работающей на ископаемом топливе, или эмиссии из оттаивающей вечной мерзлоты".

Андрей Мельниченко призвал, не ослабляя внимание к антропогенному воздействию на климат, усилить вложения в природные климатические проекты, которые менее обременительны для развивающихся экономик, чем проекты энергетического перехода, но дают такой же климатический эффект. По данным экспертов Программы ООН по окружающей среде, такие проекты могут сократить глобальную нетто-эмиссию на 10-18 гигатонн СО2-эквивалента в год.

Особую роль в реализации природных климатических проектов могли бы сыграть страны БРИКС+, которые имеют самый большой потенциал природных экосистем: более 30% мировой территории и около 40% мировых запасов лесов. Для этого, считает эксперт, нужно создать условия для взаимного признания результатов климатических проектов странами при трансграничных операциях.

Интерес к предложениям российского эксперта проявили видные ученые, входившие в состав российской делегации, а также представители международных организаций и делегаций из стран, не входящих в БРИКС. В дискуссиях на стенде участвовали председатель Африканского союза и президент Союза Коморских Островов Азали Ассумани, президент Панафриканского парламента Гайо Ашербири, президент Кении и председатель Комитета глав государств и правительств африканских стран по изменению климата Уильям Руто и другие делегаты саммита.