В Краснодаре обсудили проект строительства метрополитена

В Краснодаре активно обсуждают проект городского метро. Первую ветку планируют ввести в эксплуатацию в процессе масштабной стройки "нового Краснодара", крупного района на северо-востоке кубанской столицы. Эту часть мегаполиса нужно связать с центром. Изюминка краснодарского метро в том, что под землей его ветка будет проходить лишь частично, а в основном - вдоль магистральных улиц. В остальном метро будет похоже на обычную городскую электричку. Стоимость проекта кубанские власти оценивают в 95 миллиардов рублей.

В Краснодаре обсудили проект строительства метрополитена
© Российская Газета

Краснодар - один из самых густонаселенных городов России. По данным статистики, за последние десять лет его население увеличилось более чем на 50 процентов и продолжает расти. Уже сегодня столицу Кубани называют и самым населенным мегаполисом на юге. Впрочем, статус миллионника не избавил его от извечных проблем - узких улиц и плотной застройки, что приводит к гигантским пробкам как на въезде, так и в самом городе.

Способы решить транспортный вопрос предлагались разные. Четыре года назад обсуждался проект краснодарского канатного метро. Проект был презентован на Российском инвестиционном форуме в Сочи, получил публичное одобрение федеральных властей. В декабре 2019 года совет директоров Нового банка развития БРИКС одобрил техническую поддержку проекта на 400 тысяч долларов. Была разработана полноценная система внеуличного транспорта, эффективно дополняющая классический общественный транспорт. Проект предполагалось воплотить в жизнь по концессионной схеме. Пока он поставлен на паузу в связи с политической обстановкой.

Несколько лет назад губернатор Вениамин Кондратьев также представил схему метро Краснодара, но уже с несколькими ветками общей протяженностью свыше 20 километров. Обслуживать линии будущего наземного метро должны скоростные электрички "Ласточка". На них краснодарцы смогут быстро добраться не только из одного конца города в другой, но даже из пригорода. Для этого проекта также необходима дорогостоящая инфраструктура, начиная от прокладки дополнительных железнодорожных путей и заканчивая строительством депо для электричек. Тем не менее, по мысли местных властей, это станет импульсом для укрепления всей краснодарской агломерации. В городе планируется 19 остановочных узлов, в том числе пункты: микрорайон Молодежный, "Красная площадь", стадион Краснодар, Индустриальный, аэропорт Пашковский, "Сити-центр". Общее число станций наземно-подземного метро должно достигнуть 50 единиц к 2040 году. Суммарная протяженность линий городской электрички составит 121 километр.

Основная сложность проекта - нынешний трафик железнодорожных составов, из-за которого нельзя выставить на маршруты дополнительные электрички для обслуживания пассажиров.

Обсуждение последнего проекта краснодарского метро началось после открытых слушаний концепции северо-восточной части Краснодара. Как подчеркнул руководитель департамента архитектуры и градостроительства города Илья Поздняков, план для этого района представят в апреле 2024 года. Несмотря на то что идея проекта появилась всего два месяца назад, уже есть концессионер, который готов инвестировать.

- Чтобы территория нормально функционировала, этот инфраструктурный объект нам, безусловно, нужен. Я не думаю, что кто-то будет это оспаривать. Поэтому в качестве варианта предлагается такая трасса, и она может в какой-то степени корректироваться, - уточнил Поздняков.

По замыслу ветка легкого метрополитена протянется от железнодорожного вокзала по улице Красной и далее - по улице 40-летия Победы. Таким образом, она пройдет два уже существующих микрорайона Краснодара. Здесь же по ходу движения будет несколько станций метро.

По словам директора НИИ перспективного градостроительства Павла Спирина, наземное метро, или, как еще говорят, легкорельсовое, необходимо Краснодару давно. При этом проект метро и более ранний проект городской электрички в перспективе можно объединить в один.

В любом случае метро для Краснодара - абсолютно новый вид транспорта, который ранее рассматривался лишь теоретически. Однако необходимы не только большие ресурсы, но и специалисты, которых сейчас нет в регионе, а также большие территории. Даже если Краснодар привлечет сторонние средства на строительство, еще надо будет решать вопросы с собственниками земельных участков, а эти споры могут затянуться на годы и потребовать еще больше денег. Характерный пример - расширение дороги на улице Вавилова в Ростове-на-Дону, ради которого власти должны освободить 140 участков земли, находящихся в частной собственности, затратив на это почти столько же, сколько на само строительство дороги.

Да и практика последних лет показывает, что в городах-миллионниках все чаще делают ставку на скоростной трамвай. Так, в Ростове недавно приступили именно к такому проекту. Тоннели обычно прокладываются на отдельных труднопроходимых участках, например, в центре города. При этом в Краснодаре уже достаточно других мест притяжения, например, район ТРЦ "Красная площадь" или "Экспограда".

Строительство метро предлагается связать со строительством района, который по площади будет больше Новороссийска, говорит координатор общественного движения "Помоги городу" Елена Шувалова. Здесь будут проживать 250 тысяч человек. Но метро, по ее мнению, - это скорее красивая мечта, чем реальность, учитывая насущные проблемы города.

Кстати, общественники не раз предлагали сделать переезды через железнодорожные пути, расширить дорогу на Ростовском шоссе на въезде в город. Сегодня здесь образуются пробки, которые мешают проезду транзитного транспорта по трассе М-4 "Дон", из-за того что горожане мигрируют из одного района в другой.

- Давно также обсуждалась идея городской электрички, однако дальше намерений дело не пошло, а ведь она сегодня востребована как никогда: в город ежедневно въезжает больше 250 тысяч иногородних автомобилей, - напоминает Елена Шувалова. - Поэтому необходимо строить и перехватывающие парковки. Также необходимо дальше расширять трамвайную сеть. У нас за последние 25 лет проложили только несколько километров трамвайных линий, это крайне мало. Другой проект - пешеходно-тропиночная сеть. На расстояние до трех километров горожане вполне могут ходить пешком или ездить на электротранспорте. Дальнейшее выстраивание зеленой оси города, например, проект 16 Карасунских озер, позволит создать большую прогулочную зону, линейный парк.

Комментарий

Илья Володько, гендиректор консалтинговой компании Macon:

- Подобные объекты эффективно решают вопросы транспортной доступности. Сегодня трамвай - главный вид общественного транспорта в городе, востребованный населением. Предлагаемая линия логична, но главное, как она будет реализована, прежде всего, с точки зрения экономики. Метро в том или ином виде все же дорогое удовольствие. В любом случае, пока это концептуальное предложение, которое еще будет уточняться с течением времени.

Фактически перед нами первая попытка осмыслить развитие города в новом формате - подойти системно к созданию района с большой численностью населения. До этого жилищное строительство намного опережало инфраструктурное. Теперь же власти хотят заранее продумать развитие города. Успех будет зависеть от того, сколько краевая и муниципальная власть вложит в развитие инфраструктуры. Что касается остальных частей города, то классический трамвай, который сейчас тоже развивается, может быть полезен не меньше.