Десятки тысяч экспонатов и 18 залов: Галерею Бардамова в Улан-Удэ называют "Бурятской Третьяковкой"

У него аристократические имя и отчество: Лев Львович. И ситцевая, полная трудностей жизнь, начало которой прошло в стенах детдома. В какой-то момент он увлекся собирательством - однажды и навсегда. Основал удивительный, ни на что не похожий музей, в котором сегодня выставлены тысячи экспонатов, рассказывающих о людях Бурятии. География предметов из фондов музея тоже уникальная: от Парижа до крошечного сельца на окраине республики. Масштаб экспозиции: от редчайших картин и бесценных икон до кряжистых родовых домов.

Десятки тысяч экспонатов и 18 залов: Галерею Бардамова в Улан-Удэ называют "Бурятской Третьяковкой"
© Российская Газета

Восемнадцать залов редкости

Галерея Льва Бардамова - это 18 залов и почти 50 тысяч экспонатов. Одних только картин бурятских художников здесь несколько тысяч.

Залы посвящены бурят-монгольскому искусству, жизни и быту жителей республики. Один зал полностью отдан восьмерым народным артистам Советского Союза, которые жили в Бурятии.

Мне повезло - экскурсию по галерее проводил сам ее душа и основатель - Лев Бардамов. Это не экскурсия, это песнь любви! Лев - артистичный, экспрессивный, образованный, его речь яркая и метафоричная.

- Посмотрите, это редчайшая копия картины "Кающаяся Мария Магдалина", работа XVIII века. Картина 17 лет умирала в сарае, чудом попала сюда. Реставратор работал с ней целый год, - Лев Львович показывает на уникальное полотно, украшающее стену одного из музейных залов.

Эта работа долгие годы была частью интерьера народной артистки СССР, балерины Ларисы Сахьяновой.

Во время гастролей Улан-Удинского театра оперы и балета в Иране один из местных шахов был сражен танцем бурятской балерины. Он подарил ей уникальный перстень и роскошную картину. Через 17 лет после смерти Ларисы Петровны ее дальний родственник нашел эту работу в одной из кладовок. Полотно было изрезано вдоль и поперек. Сегодня картина притягивает к себе посетителей музея и долго не отпускает.

Целый зал галереи посвящен купцам города Кяхты. Он так и называется "Зал Кяхтинского чаепития". Бурятская Кяхта была столицей российского чая, через нее пролегал Великий чайный путь. Столы красного дерева, тончайший фарфор, жестяные коробки, на которых размашисто написано "Кяхтинский чай". На стенах золоченные портреты царских миллионеров.

- А этому бронзовому чайнику более 500 лет, - с гордостью показывает Лев Бардамов на предмет, о котором мечтают все музеи мира.

Из стригалей в искусство

…Лев родился в селе Ирхидэй Иркутской области. Свое детство коротко характеризует как "трудное". Мама работала врачом, был период - увлекалась алкоголем. С 10 лет мальчик жил один в деревенском доме, еще ребенком стал лучшим стригалем района. Стриг овец. В 12 лет мальчишку определили в школу-интернат.

Однажды их интернатскую группу привезли в Иркутск. На вопрос воспитателя "Куда хотите сходить?" Лев неожиданно выпалил: "В музей хочу!"

Влюбился и "заболел" музеем с первого взгляда. Когда увидел старинную мебель, редкие картины, то на какое-то время почти перестал дышать от восторга. В тот день сказал себе: "У меня будут точно такие".

Его первая коллекция состояла из цветных фотографий советских спортсменов, которые парнишка вырезал из журнала "Советский спорт". Улыбаясь, Бардамов вспоминает, что собирал "всякую ерунду". Ему было интересно все!

На первые заработанные деньги он купил… старое пианино! С крышкой, покрытой уникальной резьбой. Инструмент 25 лет с ним.

Он от природы талантливый, трудолюбивый, везучий. Открыл в Улан-Удэ эффективный бизнес: кафе, рестораны, гостиницы. Всю прибыль годами вкладывал в предметы старины Бурятии.

"Вот эта бутылка - единственная в Бурятии! Такие бутылки выпускала пивоварня купца Кобылкина. Я когда узнал про нее, сразу рванул в Кяхту", - эмоционально говорит Лев Львович .

В галерее хранится уникальный архив ученика Мейерхольда, бурятского актера Валерия Инкижинова. Мировую известность артисту принесла главная роль в картине "Потомок Чингисхана". Половину жизни Инкижинов прожил в эмиграции, его архив остался в Париже. Лев Бардамов сделал все возможное и даже больше, чтобы большая часть писем и документов кинозвезды вернулись в Улан-Удэ.

В его музее сотни старинных икон, тысячи книг и картин, есть уникальное Евангелие на бурятском языке.

Счастье и Байкал рядом

На Рождество в 2020 году в галерею Льва Бардамова неожиданно приехал глава республики Алексей Цыденов. Провел в залах несколько часов, внимательно слушал рассказ основателя и создателя музея. Прощаясь, спросил "бурятского Цветаева", какая помощь нужна.

Сегодня коммунальные расходы частной галереи оплачивает бюджет республики.

Республиканский краеведческий музей заключил с галереей договор о сотрудничестве. Научные сотрудники музея своими знаниями делятся с "Домом Бардамова". Оказывают методическую помощь.

…Недалеко от берега Селенги раскинулся настоящий музей под открытым небом. Здесь добрый десяток старых деревенских изб - это родительские дома выдающихся жителей республики. Их Бардамов разыскивал и находил по всей Бурятии и в ближайшей Иркутской области .

"Вот дом Василия Родионовича Филиппова, бывшего председателя Совета министров Бурятской АССР. Он основал наш агарный университет. Великий был человек", - говорит Лев Бардамов.

Этот дом он вез сюда за 640 километров. Здесь же построены копия казачьего острога, православная часовня и дом воеводы.

Лев честно говорит, что его увлечение не понимает даже любимая жена. Она считает его человеком из другой планеты… Но давно смирилась.

На вопрос о счастье ответил молниеносно:

- Я самый счастливый! Мое счастье здесь. Душистый хлеб - здесь. Байкал - рядом. Красота - словами не передать.

Справка "РГ"

Лев Бардамов родился в 1975 году, он профессиональный тренер по вольной борьбе, бизнесмен, меценат и коллекционер. Создатель первого в Бурятии частного музея.

Галерея Льва Бардамова была открыта 31 марта 2017 года, ее сразу окрестили "Бурятской Третьяковкой". Лев Львович построил ее за два года на территории бывшей торговой базы.

Четверть века он занимается сохранением культурного достояния республики Бурятия.

Земляки часто называют его "бурятским Цветаевым" по аналогии с Иваном Владимировичем Цветаевым - основателем Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.