Андрей Максимов - о том, как пермский Театр-Театр привез в Москву свою версию знаменитого "Соляриса"

Пермский академический Театр-Театр привез в Москву свою версию знаменитого "Соляриса". Играли в новом московском театре "Маска", что находится на Комсомольском проспекте, в помещении Московского дома молодежи.

Андрей Максимов - о том, как пермский Театр-Театр привез в Москву свою версию знаменитого "Соляриса"
© Российская Газета

Чудесный театр, доложу я вам, поскольку был в нем впервые. Все красивое, аккуратное, яркое... Заходишь из слякотной Москвы и попадаешь в шикарное театральное царство. А там еще по ступенькам сойдешь - красивый зал, улыбающиеся, приветливые билетерши. И вот ты уже занял свое место. Ждешь чуда. Потому что "Солярис" должен быть чудесным, а каким ему еще-то быть?

Пока ждешь начала - открываешь программку. И сразу тебе сообщают, что смотреть ты будешь "научно-технологический спектакль по мотивам романа С. Лема". Научные технологии - главное в спектакле? Посмотрим.

"Солярис" нельзя рассматривать как историю без любви. А Театр-Театр предлагает именно такой взгляд

Читаем дальше. "Спектакль представляет новый взгляд на одноименный роман Станислава Лема за счет использования современных технологий..." Ну, и дальше расписывается, какими технологиями будут решать проблему показа настоящего космического пространства.

Стоп. Роман "Солярис" не столько про космос, сколько про людей. По сути, это мелодрама про любовь, которая, правда, разворачивается в необычном пространстве.

Тут, наверное, стоит признаться, что я - не совсем удачный зритель для "Соляриса". Дело в том, что я сам очень хочу поставить инсценировку этого романа, а это значит... Первое. Я читал роман относительно недавно и неплохо его помню. Второе. У меня есть свой взгляд на это выдающееся произведение, и довольно трудно смириться с каким-то иным прочтением.

Сообщаю об этом с одной целью: чтобы быть честным и чтобы читатель понимал - вполне вероятно, я необъективен.

Впрочем, много ли вы встречали людей, которые объективно судят об искусстве? Мне видеть таких практически не приходилось.

Итак, автор адаптации и режиссер Александр Пронькин решил взять нас новыми технологиями. Они в спектакле есть. В изобилии. Иногда это действительно невероятно красиво. Голограммы, лазеры, свет... Все сделано аккуратно, что называется, "чистенько" - красота!

Но проблема, мне кажется, в том, что никакая самая суперсовременная декорация не может стать сутью спектакля. С моей точки зрения, суть любого спектакля - это люди и их взаимоотношения. Можно считать такой взгляд устаревшим, наверное, есть иные "сути". Однако оформление всегда - это фон, на котором происходит некоторое театральное действие. Этот фон может быть совсем незаметным, а может быть значимым, даже диктующим некое прочтение, но, повторю, он не может быть основой.

"Солярис" - история очень многослойная. И любой интерпретатор найдет там что-нибудь свое. Увы, что именно нашел Александр Пронькин, я не понял. То есть, совсем попросту говоря, я не понял, для чего мне рассказали эту историю. Возможно, я один такой недогадливый, но, судя по довольно вялым аплодисментам в финале, нашлись и другие.

"Солярис" можно рассматривать как историю любви. Сам Лем был против такого взгляда. Можно - повторим - всяко рассматривать. Но, на мой скромный взгляд, "Солярис" нельзя рассматривать как историю без любви. А Театр-Театр предлагает именно такой взгляд.

Возможно, Степан Сопко и Анна Сырчикова - хорошие актеры, я их вижу впервые. Возможно, они просто честно выполняли задачу режиссера.

Но по сцене ходят столь же красивые, сколь и вялые молодые люди, которые, похоже, не испытывают друг к другу ничего, даже любопытства.

Вообще с эмоциями в спектакле - беда. Что странно. Потому что, с одной стороны, жители Земли попадают на планету, где их встречает живой океан, который залезает к ним в сознание и оживляет людей из прошлой их жизни. А с другой, жители Земли совершенно не испытывают по этому поводу никаких эмоций. Странно...

Когда Кельвин впервые встречает свою Хари - жену, покончившую жизнь самоубийством, - он реагирует на нее так, будто он видел фильм Тарковского "Солярис", и его ничего не удивляет.

Само пространство сцены мало напоминает космический корабль. Прозрачные сетки, которыми оно ограничено, больше похожи на сетки от комаров, мебель выглядит абсолютно современной. И пока не начинают работать технологии, никакого ощущения ни космоса, ни космического корабля не возникает.

Однако любой зритель прекрасно понимает: этот спектакль ни коим образом не относится к той театральной халтуре, которая, увы, нередко бывает в разных театрах. И режиссер, и актеры, и все те, кто занимался технологиями, что-то хотели нам сказать. Иногда грандиозные философские мысли Станислава Лема долетают до нас, зрителей, и мы благодарим автора инсценировки за то, что он их оставил.

Автор адаптации и режиссер Александр Пронькин решил взять нас новыми технологиями. Они в спектакле есть. В изобилии

Но спектакль - это цельность. Смотреть час с небольшим на скучающих персонажей, которые не совсем понятно чем заняты и уж совсем непонятно, какие проблемы решают... Не очень интересно.

Станет ли существовать театр будущего с современными технологиями или нет - для меня вопрос. Все равно на этом поле кинематограф не победить. Но то, что он не сможет обойтись без живых, интересных людей, - для меня очевидно.

Создателей пермского "Соляриса" можно искренно поблагодарить за труд. Они старались. Это не спектакль, сделанный на табуретке левой ногой. Нет. Это попытка неким современным языком рассказать о чем-то главном.

Как говорится в одном воистину великом спектакле: "Авантюра не удалась. За попытку спасибо".