"Ханума": грузинская комедия в татарском театре
Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть 60-я
Смотрим спектакль Георгия Цхвиравы по пьесе Авксентия Цагарели "Ханума", которую он поставил не в родном тогда для себя ТЮЗе, а в Камаловском театре. Грузинский менталитет и татарский наигрыш совпали в этой постановке, так что все герои получили яркие образы, включая ушедшую на этой неделе Наилю Гараеву, которая играет бабушку Ануш.
Про Гараеву
В театре Камала сложилась традиция — делать на день рождения актеров подборку из фрагментов видео с их яркими ролями. 28 ноября, когда на 84-м году жизни скончалась Наиля Гараева, такое видео вновь появилось.
В отличие от ровесников по сцене, Гараева училась не в Щепкинском училище, а в студии при театре имени Качалова, где ее, городскую девушку, убедили пойти на татарское отделение. В 1967-м она была второй женщиной, получившей Тукаевскую премию. Ее вручили за роль Асель в спектакле "Гүзәлем Әсәл" ("Красавица Асель") по повести Чингиза Айтматова "Тополек мой в красной косынке".
В 1989-м она уже играл не молодых девушек, как это было в "Кыю кызлар" ("Смелые девушки"), а старушек: это "Бичура" — первый спектакле ее сына Фарида Бикчантаева, это "Шәҗәрә" ("Родословная") Туфана Миннуллина, "Әни килде" ("Мама приехала") Шарифа Хусаинова. В "Мәхәббәт турында сөйләшик" ("Поговорим о любви) Ильгиза Зайниева она и Ринат Тазетдинов вновь стали парой, как в "Гүзәлем Әсәл". Наконец, в "Исәнме, улым!" Барсу Абдразакова у нее главная роль на малой сцене — вероятно, запись этого спектакля появится в интернете.
Грузинское "до свидания"
"Ханума" был последним спектаклем, который Георгий Цхирава поставил перед тем, как покинуть Казань. В восьмидесятые он 5 лет был режиссером Омского академического театра драмы, в девяностые — 6 лет он главный режиссер Екатеринбургского театра юного зрителя, потом в 2000—2004 годах работал в Казанском молодежном театре (ныне ТЮЗ). Последние 14 лет он вновь работает в родном Омске. Его сын женился на татарке и живет в Казани.
Заметьте, что главный режиссер ТЮЗа поставил последний казанский спектакль не по месту работы, а в Камаловском. Премьера прошла 10 декабря 2004 года. На сцену его "пустил" Фарид Бикчантаев. Они оба учились в ГИТИСе у Марии Кнебель. Цхвирава выбрал пьесу намеренно экзотическую — комедию Авксентия Цагарели "Ханума". В советское время ее канонизировал в БДТ Товстоногов. Она известна по фильму 1978 года, к которому музыку написал Гия Канчели. К слову, татарскую речь не до конца плавно удалось вписать в грузинские ритмы. Это все еще грузинская пьеса, но уже и татарская.
История грузинского театра начинается в 1850 году, когда в тифлисской Первой гимназии была поставлена пьеса Георгия Эристави "Раздел". Цагарели написал первую пьесу в 1878-м, а в 1882-м представил "Хануму". Также он переводил, к примеру, Островского.
Что происходило в Камаловском? Как говорится, гуляем как в последний раз: на сцене стоит огромный княжеский дом. В нем живет веселый и бедный Вано Пантиашвили (Равиль Шарафиев). Его нужно женить, чтобы вытащить из нищеты. За это право бьются две свахи, Ханума (Рузия Мотыгуллина) и Кавато (Зульфира Зарипова). Вторая прочит Вано купеческую дочь Сонэ (Алсу Каюмова), которой дает уроки племянник Пантиашвили Котэ (Радик Бариев). У Сонэ есть бабушка Ануш (Наиля Гараева), которой не очень-то нравятся методы обучения Котэ.
Хануме приходится сначала выдать себя за Сонэ, потом Сонэ за Гулико, на которой князь и должен жениться. В результате свадьбу сыграет даже сама Ханума, взяв в мужья приказчика Акопа (Асхат Хисматов).
Семь сезонов
В 2005-м Цхвирава обещал приехать в Казань ставить оперу. В результате он вернулся в Камаловский, в 2016-м, чтобы пересмотреть близкую ему как омичу историю Белого движения в пьесе Тинчурина "Җилкәнсезләр" ("Без ветрил"). В отличие от "Ханумы", он шел недолго — но и задуман был как "немассовый" спектакль. Творение по пьесе Цагарели некоторые критики приняла прохладно, в частности его упрекали в отсутствии "романтизма". Но спектакль шел в театре семь сезонов.
И зрителя можно понять. Здесь немало запоминающихся реплик ("Князья на дороге не валяются! — Ну почему, у нас очень даже валяются"). Много песен под живой оркестр. А в финале все празднуют за длинным столом, как у Пиросмани.
У каждого актера есть возможность использовать свой комический опыт, к примеру, у Искандера Хайруллина в роли слуги Вано Тимоте (мастера и первых, и второстепенных ролей). Равиль Шарафеев органичен в образе потерявшего все князя, уместно вворачивающего в речь французские словечки. Женские наряды, кажется, и вовсе не пришлось перешивать из постановок татарской классики. Ну а мужчинам не привыкать носить пышные усы и брови.