"Не блажь, а острая потребность". Интервью с писателем Антоном Коненковым

Сегодня в проекте #встречисавтором писатель Антон Коненков . Он работает на заводе и пишет рассказы о северных народах, таинственной тайге и морозной мистике. Его тексты долго отказывались публиковать. Но недавно он стал лауреатом первой степени литературной премии им. Ф. М. Достоевского в номинации "Проза". В интервью "Омск Здесь" Антон Коненков расскажет, что помогло ему обратить на себя внимание членов жюри премии, как попал в Северодвинск и чем это событие обернулось для него и его творчества, какие личности его вдохновляют и почему отказался от идеи быть "удобным для чтения". - Что способствовало формированию вас как писателя? - В основном родители. Мать - Ирина Степановна Медушкина, сама писала стихи, печаталась во многих сборниках, имела массу талантов и увлечений. Отец - Евгений Юрьевич Коненков в свободное от основной работы время самостоятельно изучал литературоведение, историю, политологию. Специально приобщать меня к какой-то деятельности не пытались, но, когда в разговорах родителей с друзьями и знакомыми то и дело проскакивают истории то о том, что стихи мамы читал на радио Тимофей Белозёров, то о том, как отец с лучшим другом обсуждали с Борисом Стругацким у него на кухне сотрудничество братьев Стругацких с Тарковским, то о случайном знакомстве отца с Розенбаумом, - как-то сам по себе проникаешься всей этой атмосферой. - Кем были ваши родители по профессии? И как вы выбрали свой профессиональный путь? Вы ведь работаете на П О "Полёт", чем вы там занимаетесь? - По профессии моя мать была художником-оформителем, хотя в итоге пробовала себя в массе самых разных занятий и увлечений, а отец изначально - электрик, позднее ушедший в рекламный бизнес. Мой же выбор профессии был скорее длинной чередой случайностей и совпадений, идеально сошедшихся в одном направлении. За годы работы на ПО "Полёт" я успел побыть и мастером, и начальником технологического бюро, и заместителем начальника цеха, и ведущим инженером. Сейчас реализую накопленные опыт и знания в работе с документацией, с одной стороны, рутинной, с другой - связанной с очень бурной деятельностью и постоянным решением бесконечных нестандартных задач. - Сейчас вы пишете о Севере. Как впервые там оказались? - На севере я был однажды, когда, учась в университете, был на практике на космодроме "Плесецк". В свободные выходные нам с друзьями удалось немного поездить по Архангельской области, добраться до Северодвинска и заночевать на побережье Белого моря. Жаркий солнечный день, холодная вода, вид на закат с холма у берега, сосновый бор за спиной - очень располагающая к размышлениям атмосфера. Причём в голову приходит столько всего, что даже осознать не успеваешь, а уже потом, отойдя от эмоций, годами понемногу всё это додумываешь, когда случаются подходящие настроения. - А о чём писали до того, как вас увлекли северные мотивы? - Неумело пробовал себя в любимой научной фантастике, по настроению писал стихи о природе и творческом процессе. Возможно, написав всё, что хочется о таинственном и загадочном, снова вернусь к фантастике - не так давно появились несколько занятных идей, но пока не хочется распылять и так почти отсутствующее свободное время на разные темы и жанры. - В этом году вы приняли участие в премии им. Достоевского и стали лауреатом первой степени в номинации "Проза". Знакомы ли вы с другими участниками премии и их текстами? Если да, что можете в них отметить? - К сожалению, как человек, во многом далёкий от литературных кругов, не был знаком с другими номинантами премии до участия в ней. Теперь же очень заинтересован и планирую по возможности ознакомиться с их творчеством. - Как ваши произведения увидели свет? Когда вы поняли, что готовы поделиться ими с публикой? - Я до поры до времени вообще об этом не думал. Я писал потому, что мне это было интересно. Показывал друзьям, кто тоже таким интересуется. И не рассчитывал, что моё творчество будет публиковаться и пользоваться успехом и вниманием. Но мне повезло, что жизнь свела меня с очень интересным человеком - Игорем Владимировичем Егоровым. Это главный редактор омского литературного журнала "Иртышъ-Омь". Мне стало интересно узнать мнение профессионала по поводу того, что я пишу, - это нечто любительское или в этом есть действительно что-то стоящее. Я показал ему свои тексты, они ему понравились. И он предложил их опубликовать, я решил, почему бы и нет. В конце концов если профессионал такого уровня предлагает, то ему явно виднее, чем мне. - Как вы считаете, в чём секрет успеха вашего рассказа "Земля снов", за который вы и получили премию? - Может быть, в том, что я сознательно решил в некоторой степени быть старомодным, то есть не осовременивать персонажей и язык, которым я пишу, а строить текст, как это делали 100 лет назад. Это интересный вызов для меня, раньше я этого совершенно не умел, пытался писать что-то современное. А потом решил, что, если мне так нравится классическая литература, почему бы не попробовать перенять её стиль и язык. Может быть, на этой почве мой рассказ и выделился. Касательно тематики моих текстов, чтобы написать что-то правдоподобное о народах, населяющих Север, и их быте, мне приходится очень много читать и смотреть передач о людях, которые жили в таких племенах или соседствовали с ними. В процессе я и сам узнаю очень много нового и интересного. - А на к аких класических писател ей вы ориентируетесь? - По большей части это был Г. Ф. Лавкрафт - поначалу старомодная, иногда очень громоздкая манера выражаться мешала мне проникнуться его творчеством, а потом я понял, что сам всегда любил длинные предложения и многоэтажные обороты, но старался их избегать, считая, что так проще и удобнее другим. Через удовольствие от чтения и слушания произведений Лавкрафта я и для себя пришёл к тому, что получать удовольствие от написанного куда важнее, чем пытаться быть "удобным для чтения". - Кто ваши кумиры? Почему? И какие их таланты или сильные стороны вы хотели бы иметь и развивать в себе? - Сложно сказать. Мы постоянно меняемся, и вместе с этим меняется то, что нам нравится в людях, восхищает и привлекает внимание. Если обобщить, я восхищаюсь теми, кто сочетает в себе непосредственность и упрямство - умение уверенно делать что-то, что важно для тебя и приносит удовольствие, не боясь показаться странным, нелепым или смешным. Кроме названного выше Лавкрафта, это, например, Квентин Тарантино, собирающий из миллиона отсылок к старому что-то совершенно новое, Тим Бёртон с его неповторимым миром навсегда запоминающихся образов, Стивен Кинг, с невероятной продуктивностью играющий сразу на всех возможных человеческих слабостях и страхах. Хочется больше подобного в себе и меньше всего, что этому мешает. Звучит одновременно как отличный план и как верный путь, у которого нет конкретной конечной цели. - Быть писателем в Омске перспективно? Какие у вас планы на литературном поприще? - Совершенно не думал о перспективах, да и сейчас мало что изменилось в этом плане. Я начал писать по принципу "делай что должен, и будь что будет" и теперь продолжаю в том же ключе - просто делаю то, что мне очень хочется, а будут ли у этого какие-то перспективы - решать читателям и литературным профессионалам. В любом случае в Омске, как и везде, есть немало возможностей для роста и развития при наличии стремления к ним. По поводу планов - хочу дописать/написать и сформировать в цельный сборник рассказы со схожей тематикой - фантастика, мистика, хоррор, этника, возможно, разбавив их соответствующими стихами и другими формами. Для моих нынешних темпов написания не менее десяти рассказов (а то и намного больше), да ещё и с поэзией на тему, - задача очень масштабная. Иногда сам не рад, что не задумал в своё время что-нибудь попроще, но идея мне настолько нравится, что придётся воплощать. - В чём ещё вы находите отдушину? Какие у вас увлечения и как проводите свободное время? - Люблю новые впечатления, вызывающие яркие эмоции. Нравится отдых на природе, хотя большую часть времени по настрою домосед, люблю активный отдых (походы, велосипед, недавно заново открыл для себя прелесть верховой езды), хотя чаще тянет провести время в тишине за книгой. Сложно выбрать что-то конкретное, потому что всё зависит от настроения. Так же в качестве постоянного небольшого хобби я на позиции редактора являюсь "соведущим" в сообществе поклонников творчества Лавкрафта "ВКонтакте", где могу поделиться мыслями с двадцатью пятью тысячами единомышленников. Из-за обилия работы на объёмные статьи и размышления времени почти не остаётся, но создание мемов и шуток на тему прекрасно развлекает и помогает переключать мозг на беззаботный лад. В общем, работаю, постоянно чему-то учусь, всегда стремлюсь уделять больше времени жене и дочке, в дороге стараюсь почаще проводить время с пользой за аудиокнигами, постоянно ищу, куда можно применить новые идеи. - Как по-вашему, искусство для человека или человек для искусства? - Искусство - для человека воспринимающего. Человек же, искусство создающий, - сам для него. Делать что-то новое, по крайней мере для меня - это не блажь, не развлечение, не досуг и даже не хобби. Это острая потребность, постоянное внутреннее стремление, требующее выхода и создающее дискомфорт, этого выхода не получая. Банальное "если можете не писать - не пишите" - я не могу, поэтому пишу. Фото: скриншоты программы "Встречи с автором", а также предоставлены героем публикации

"Не блажь, а острая потребность". Интервью с писателем Антоном Коненковым
© Омск Здесь