Театр будущего: виртуальная сцена

Некоторое время назад большие споры вызывал вопрос: "Сохранит ли востребованность у публики театральное искусство на фоне развития множества других визуальных индустрий?" На смену противопоставления театра и кино пришла дискуссия о степени востребованности зрителем театра и различных телевизионных шоу, интернет-проектов. Сегодня этот исторический этап обсуждения актуальности театра пройден – сценическое искусство уверенно отстояло свою востребованность у зрителя. Но возникли новые интереснейшие аспекты дискуссионной полемики. И самым острым из них была посвящена нынешняя Конференция Ассоциации музыкальных театров. Руководители музыкальных театров традиционно подводили итоги Восьмого фестиваля музыкальных театров ВИДЕТЬ МУЗЫКУ. Постановки, привезённые на фестиваль, обсуждались на диспуте директоров региональных театров с московскими критиками и выявили самые отрадные перспективы. Столичные эксперты сошлись в едином мнении, что прошедший фестиваль продемонстрировал невероятное умение театров оптимизировать средства, причем, как административные, людские, так и финансовые. Это способствует появлению статусных, качественных, прогрессивных постановок, бросающим вызов столичным культурным продуктам. На главный вопрос – как появляются подобные, конкурентно способные со столичными, постановки – ответил художественный руководитель Нижегородского музыкального театра имени Степанова Сергей Миндрин. Он рассказал о премьере гротеск-оперы "Силуэты", которая была показана на прошедшем фестивале ВИДЕТЬ МУЗЫКУ, а возникла в результате Лаборатории молодых режиссёров. В итоге этот проект стал новаторским спектаклем, который стал новым опытом для имиджа театра, новой строкой в его биографии, стимулом творческого роста труппы и притяжения совершенно новой аудитории. О том, что подобные творческие прорывы на отечественной сцене будут свершаться и в будущем свидетельствовала обширная программа студенческих театров, показавшая интересные работы столичных и многих региональных музыкально-театральных ВУЗов. С результатами обсуждений программы фестиваля совпадали итоги Лаборатории композиторов: этот смотр проектов молодых авторов проводится в рамках Конференции Ассоциации музыкальных театров также ежегодно. На этот раз его итоги полностью отражали картину пристрастий современной публики. Композитор, председатель Свердловского союза композиторов Александр Пантыкин отметил, что современные авторы обращаются к сверх популярным сюжетам, знаменитым персонажам, но создают обновлённые, "осовремененные" либретто и новую эффектную музыку. Еще одним проектом, выстраивающим важную коммуникацию между театральными специалистами и смежными областями стала Лаборатория критиков. В рамках этого просветительского проекта не только студенты факультетов журналистики разных московских ВУЗов получили возможность посетить спектакли столичных театров и потом стажироваться в их обсуждении с авторитетными наставниками, но и руководители театров приняли участие в диспуте с ведущими этого проекта, театроведов Ирины Черномуровой и Сергея Коробкова. Интересным обсуждением передовой технологии "Виртуальная сцена" стали семинары художника по свету Евгения Гинзбурга, продюсера и постановщика Глеба Фильштинского. Презентации молодых театральных художников представили директорам театров эту технологию и другие передовые опыты, взятые на вооружение молодыми кадрами, на практике. Но самые фантастические разработки продемонстрировал режиссер иммерсивных механик, мультимедиа-разработчик Андрей Бояринцев. Будучи экспертом петербургского фестиваля "Digital Opera", он находится в самом эпицентре прогрессивных компьютерных разработок, связанных со сценическим искусством. И маститые руководители театров завалили его вопросами, после массы неординарных примеров мультимедийных технологий для театральных постановок, разработанных и видео инженерами, и программистами, и художниками по свету, и продюсерами. Мультимедиа сегодня затрагивает самые разные сферы театра. Но в финале обсуждений отрадно было услышать именно от такого, наиболее близкого к искусственному интеллекту, специалиста, что какие бы передовые технологии не разработали, как бы быстро и легко с их помощью не достигались бы результаты, но в любом случае, чтобы настроить и поиск нужного объекта, и получить искомый результат из виртуального пространства необходим реальный человек. Ни одна компьютерная digital технология не будет работать без образованного специалиста. Для создания креативных, насыщенных современным контентом и технологиями спектаклей театральным режиссёрам необходимо понимать современные технологии и способы их использования так, чтобы результат не казался устаревшим "вчерашним днём" для прогрессивного молодого зрителя. Нужны новые молодые кадры, которые смогли бы воплотить на сцене все идеи, сгенерированные нейросетями. Ведь не знакомый с театральной реальностью молодой компьютерщик-фантазёр не сможет воплотить в жизнь нарисованное. Надо учить театральных художников-практиков фантазировать и пользоваться новыми технологиями, тогда будет складываться театр будущего, театр – интригующий и увлекающий новые поколения.

Театр будущего: виртуальная сцена
© Ревизор.ru