В столичном «Зеркале сцены» - перфоманс из жизни Челябинска

В Москве, в Доме культуры «ГЭС-2» на Болотной набережной, 15, проходит выставка «Зеркало сцены», посвященная Челябинску. Она про людей, которые создавали город и его культурные практики. «ГЭС-2» реализует проект в рамках программы «ГЭС-2: Города» при поддержке фонда VAC. Зеркало сцены - театральный термин, означающий часть пространства, доступную для зрительского обзора во время спектакля. Создатели выставки попробовали осмыслить городской контекст, сравнив его с театром. Получился перформанс из жизни города. Куратор программ по работе с сообществами фонда V–A– C и Дома культуры «ГЭС-2» Ярослав Алешин говорит: «Города и люди во многом похожи друг на друга, но столь же во многом они разные. Что делает города городами, а людей, их населяющих, жителями именно этих городов, мы и размышляем на выставках программы “ГЭС-2: Города”». Документы и экспонаты из челябинских музеев, частных коллекций, а также художественные работы, представленные самими авторами - живопись, скульптура, видео-арт, театральные декорации и дневниковые заметки, документы и проекты из программы «Вспышки и пробелы», проходившей в Челябинске летом 2023 года. Выставка очень разнообразна и при этом камерна. Как будто тебе доверили семейный архив. Листаешь пожелтевшие странички записных книжек (вот у моей мамы, кажется, была такая, с телефонами, адресами, рецептами пирогов, стихами и заметками), просматриваешь кадры видеохроники, читаешь газетные заметки и собираешь по маленьким кусочкам огромный городской пазл, который складывается из опыта каждого, кто жил в Челябинске и кто живет в нем сейчас. Пространство разделено на пять сцен из жизни города, каждая изучает разный взгляд на жизнь человека. Одна из сцен - сценические искусства, и герой здесь Челябинский Театр современного танца. Он был основан в 1992 году, но несмотря на официальный статус, сохранил дух бунтарской молодой творческой лаборатории. История этого театра - безусловно, точка притяжения на экспозиции. Чего только стоят костюмы и бутафория, созданные из подручных средств, и кинетическая декорация для спектакля “Теоретическая модель абсолютной свободы” инженера-механика Николая Панафидина (его работы появлялись в шоу Славы Полунина и на многих художественных площадках Челябинска). Культурный контекст города представлен и андеграундом. Яркий его представитель - художник, куратор и музыкант Лев Гутовский, который с конца 1980-х годов выступает в подземных переходах, музейных залах и устраивает мультимедийные импровизации. В Москву привезли его инсталляцию 2023 года “The Animals”. В «Зеркале сцены» идет полилог художников и простых челябинцев, а в завершении выставки нас ждут интервью и воспоминания жителей Ленинского района в аудио спектакле-прогулке режиссера Ивана Миневцева (главного режиссёра Молодёжного театра) и драматурга Ирины Васьковской. Участница челябинской кураторской группы «Клоповник» Алиса Жихарева, уверена, что жители столицы Южного Урала много нового узнали бы о себе, если бы имели возможность побывать в “ГЭС-2”: Выставка делает то, что в Челябинске было бы невозможно - взглянуть на себя со стороны. «Зеркало сцены» продолжит работу до 17 декабря.

В столичном «Зеркале сцены» - перфоманс из жизни Челябинска
© Uralpress.Ru