Русский музей открывает выставку Сурикова со "Степаном Разиным" и Боярыней Морозовой"
В пятницу 1 декабря Русский музей открывает самую масштабную в новейшей истории выставку Василия Сурикова. Более 120 произведений из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, красноярского Музея-усадьбы Сурикова, Московской духовной академии, Московской галереи Ильи Глазунова представлены в Корпусе Бенуа.
В последний раз Северная столица видела столь полную коллекцию суриковских работ почти 90 лет назад, в 1937 году. Но тогда, как поясняют организаторы, практически не экспонировались картины с религиозными сюжетами. Сегодня под них отдан отдельный зал, и среди его жемчужин есть поистине бесценные. Например, эскизы к четырем фрескам на темы Вселенских соборов, которые создавались для Храма Христа Спасителя в Москве и были безвозвратно утрачены вместе со взорванным храмом. А еще - "Благовещение", которое до 1980-х годов хранилось в семье потомков художника, а после было передано в Красноярский художественный музей.
"Благовещение" Фото: Святослав Акимов
Экспозиция выставки "Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения" на этот раз организована не по хронологическому принципу, а тематически и одновременно через наиболее знаковые для живописца произведения. Подчеркивая эту значимость, для масштабных полотен внутри залов музея созданы специальные стены, преобразующие геометрию пространства.
"Сама метода подготовки этой выставки для Русского музея достаточно революционная, потому что впервые в организации выставочного пространства присутствует не только концептуальное, но и дизайнерское решение, - рассказал заместитель генерального директора по научной работе Григорий Голдовский. - Мы размещаем работы Сурикова так, чтобы их можно было рассматривать вне толпы, чтобы можно было погрузиться в их рассмотрение. С Суриковым это особенно важно".
В первом зале внимание сразу приковывает масштабное полотно "Степан Разин". Казачьего атамана художник изобразил в раздумьях: тот наверняка догадывается, что судьба его не будет легкой (крестьянское восстание 1669-1671 года в Поволжье было жестоко подавлено, а Разин публично казнен в Москве), но вместе с боевыми товарищами готовится принять ее стойко.
"Степан Разин" Фото: Святослав Акимов
Специально для выставки картину отреставрировали: очистили от пыли, загрязнений, лака. Когда холст снимали для этого с подрамника, то обнаружили надпись: "Реставрировалась в июле 1962 года". Кстати, существует мнение, что центральная фигура казачьего атамана - своеобразный эмоциональный автопортрет Сурикова, который гордился своими казацкими корнями. А поскольку на выставке есть и настоящий "Автопортрет", пытливый зритель может составить по этому поводу собственное впечатление.
Здесь же представлена последняя значительная работа художника "Посещение царевной женского монастыря", на которой он изобразил девушку, "к которой имел душевную склонность", по выражению заведующего отделом живописи второй половины XIX - XXI веков Павла Климова. То есть эта работа тоже имеет отношение к судьбе самого Сурикова, как и картина "Исцеление слепорожденного" из коллекции Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. Ее мастер создал под влиянием потрясения, вызванного безвременной кончиной жены, и в силу "прописки" это полотно практически не известно широкой публике.
Отдельный зал отдан под "сибирскую тематику". И здесь, конечно же, главенствует "Покорение Сибири Ермаком", дополненное авторскими эскизами. Эта картина, кстати, сама недавно вернулась из Сибири - выставка к 175-летию Сурикова побывала в Новосибирске и Красноярске, откуда живописец родом, хотя была и не такой масштабной, как петербургская. Рядом размещается скульптура "Ермак" Марка Антокольского, современника Сурикова. И сравнение двух образов - живописного и бронзового - дает новую пищу для размышлений. Тем более, что сибирскую тему - но уже ссыльную, кандальную, трагическую, а не героическую - поддерживает так или иначе и "Меншиков в Березове", прибывший из Третьяковки с визитом в Петербург.
"Покорение Сибири Ермаком" Фото: Святослав Акимов
В этом же зале выставлена "Сибирячка" - название перекликается с другой известной работой Сурикова "Сибирская красавица", но художника явно увлекали две совершенно разные идеи. Более ранняя "Красавица" показывает зрителю портрет яркой молодой женщины в народном наряде. "Сибирячка" с зеркалом в руке и распущенными волосами - несомненно, аристократка - навевает ассоциации с рыжеволосыми венецианками Тициана и "Венерами" Веласкеса, как отмечал ведущий сотрудник отдела русской живописи второй половины XIX - начала XXI века Русского музея Владимир Круглов. В то же время, подчеркивают в музее, Сурикова обычно интересовали такие женские образы, в которых, как он сам говорит, была "красота особенная: древняя, русская".
Гостья, которую все очень ждали на выставке в Петербурге, приковывает внимание зрителей не красотой, а особенной внутренней силой. "Боярыня Морозова" более 80 лет не покидала стен Третьяковской галереи, но сегодня она занимает отдельный зал Корпуса Бенуа. С этой картиной связано множество легенд: например, что сюжет пришел автору во время наблюдения за раненой вороной на снегу, волочившей крыло. Боярыня Феодосия Морозова, которая была ярой противницей никонианских церковных реформ, одета в черное, рука ее воздета, пальцы сложены в двоеперстие - так крестились старообрядцы. Тем же жестом отвечает ей нищий. Зеваки - кто сочувствует, кто зубоскалит.
Этюд к картине "Боярыня Морозова" Фото: Святослав Акимов
На картине больше десятка портретов жителей Москвы XVII века. Искусствоведы рассказывают, что художник специально выводил своих моделей на мороз, чтобы точнее передать, как меняются краски на лице. Эскизы Сурикова, которые были сделаны к "Боярыне" и другим масштабным полотнам, можно рассматривать как отдельные произведения искусства.
На выставке представлен также "Переход Суворова через Альпы", который специально для нее сняли с экспозиции в Михайловском дворце и на огромном валу переместили в Корпус Бенуа, и единственная масштабная работа художника на неисторическую тему "Взятие снежного городка", а еще - графика, которую выставляют крайне редко. Дополняют экспозицию предметы народного прикладного искусства, а также разнообразный медиаконтент.
По словам Голдовского, это не просто выставка: "Здесь - широкая панорама творческой лаборатории Сурикова, которая никакими постоянными экспозициями, сколь богатыми бы они ни были, не раскрывается. Теперь же она предстает в развернутом, широком и углубленном виде"… Можно добавить, что прийти в эту лабораторию - будто прийти за исцелением души.