Войти в почту

Андрей Максимов - о том, почему театр "Модерн", с тех пор как им стал руководить Юрий Грымов, исповедует поиск

Что в театре главное - результат или поиск? Вот, например, антреприза какая-нибудь, комедия со звездами... Результат очевиден: зритель придет. С поиском - в том числе и в театре - сложнее: поиск, он никогда не очевиден, но процесс захватывающ.

Андрей Максимов - о том, почему театр "Модерн", с тех пор как им стал руководить Юрий Грымов, исповедует поиск
© Российская Газета

Театр "Модерн", с тех пор как им стал руководить , исповедует поиск. Это вовсе не значит, что у него нет результата. Это означает, что от театра нужно постоянно ждать неожиданностей. И уже за одно это "Модерн", во главе с его руководителем, заслуживает уважения.

Театр этот мне вовсе не чужой. При предыдущем худруке Светлане Враговой я поставил на его сцене два спектакля. (Спасибо Светлане Александровне за приглашение.) Я неплохо знаю труппу и, как мне казалось, само здание.

Афиша свидетельствует о том, что Грымов хочет говорить про главное, про самое важное

И вот - впервые при Грымове - иду смотреть спектакль. "Иуда". Пьеса . Постановка, сценография, свет, музыкальное оформление - Юрий Грымов.

Я останавливаюсь около сводной афиши театра и понимаю: Юрий Грымов создает абсолютно уникальный репертуар, не похожий ни на один московский театр. На афише имена: Иуда, Леонардо, Петр Первый, Чехов, Юлий Цезарь. А еще "Война и мир" и "На дне".

Афиша свидетельствует о том, что Грымов хочет говорить про главное, про самое важное. Приглашает не к совместному веселью - против которого я лично ничего не имею, и комедии в репертуаре, к счастью, тоже есть, - а к совместному размышлению.

Почему театр "Модерн" находится на периферии внимания критиков, я не знаю. Номинации и премии, как правило, этот театр минуют. Развернутых статей о театральном творчестве Грымова я не читал (возможно, пропустил). В театральной среде Грымов, конечно, человек уникальный, ни на кого не похожий. Казалось бы, это должно заинтересовать, но на самом деле вызывает некоторое даже раздражение. Мне кажется - рад буду ошибиться, - что театральная общественность воспринимает его немного как чужака. И соответствующим образом относится.

Здание театра внутри, должен сказать, преобразилось. Зритель словно попадает внутрь шкатулки, где все сделано так, чтобы ему было удобно и приятно. Витражи, широкая лестница, какие-то бесконечные украшения. Поскольку буфетов два, очередей практически нет. Играет милая девушка-тапер, создает симпатичную атмосферу.

Красиво. Уютно. Приятно. Вежливые гардеробщики и капельдинеры. Как и буфетчики. Такая интеллигентная, театральная атмосфера. Которой не каждый театр может похвастать.

И вот мы садимся в зал. Видим красивый занавес. Начинается.

История "Иуды" занимает разных писателей давно, много веков. Вот вам, пожалуйста, еще одна, сочиненная Александром Шишовым.

История эта не претендует на некую новую реальность - абсолютно! Создатели сразу объясняют нам условия игры. Есть некий педагог (абсолютно блистательная работа ), который вместе со своими студентами и работниками института придумывает - услышали слово? - именно придумывает - новую версию истории Иуды.

Спектакль невероятно красив! Каждая театральная картина сделана так, будто это художественная картина. Все точно выверено. Нам рассказывают притчу, а притча должна существовать в очень красивом оформлении. Быт здесь почти всегда уступает красоте.

Нам рассказывают притчу, а притча должна существовать в очень красивом оформлении

В "Иуде" нет ни одного знаменитого актера, из тех, кого сегодня называют "медиа-лицами", но зато немало актеров замечательных. Например, , прекрасно играющий властного и уставшего Пилата. Или , чей Каиафа - такой многослойный, многосложный, неоднозначный человек. Есть еще несколько хороших ролей.

Что до Иуды (), то актеру, на мой взгляд, просто не повезло с материалом. Роль Иуды в этой конкретной придуманной истории не совсем понятна. Самое интересное происходит не с ним, а вокруг него. Что в такой ситуации делать артисту?

Спектакль делится как бы на две части. Первая происходит в наше время - преподаватель во главе со студентами устраивает эдакий суд над Иудой, дабы понять: был ли он виноват и в чем. После чего - и это вторая часть - преподаватель с коллегами и разыгрывает спектакль.

Первая часть - блестяща! Такой философский диспут, точно всеми сыгранный, естественный, очень интересный для думающего зрителя.

Во второй части действие периодически начинает провисать. Красивые картинки спасают - потому что они действительно очень красивые, - но ненадолго. Все-таки хочется, чтобы действие двигалось, а оно не всегда так делает.

Но самое главное - вопрос, который поселился у меня в голове где-то ближе к концу спектакля и уже не отставал ни в театре, ни в машине, когда ехал домой, ни сейчас. Вопрос очень простой и совсем незамысловатый: "Зачем? Зачем все это?"

Про Иуду можно придумать миллион разных историй. И человечество этим занимается на протяжении всей своей истории. И что? История Иуды как пример какого-нибудь парадокса? Может быть... Но знаменитая история настолько мощная и многослойная, что совсем не ясно: вы, правда, хотите сделать лучше?

"Иуда" - третья часть трилогии Юрия Грымова "Антихрист и Христос". У меня лично вызывает огромное уважение худрук театра, который движется в направлении не просто серьезных размышлений, но самых главных.

Поиск сложен. Результат его не всегда гарантирован. Но только на этом пути случаются подлинные открытия. Поэтому удачи театру "Модерн" и его худруку! Быть другим - трудно, но очень интересно...