Как решают проблему сохранения нижегородского монументального искусства

Как решают проблему сохранения нижегородского монументального искусства
© В городе N

Монументально-декоративное искусство советского периода в Нижегородской области не для всех является очевидным украшением города. При этом во многих российских регионах экскурсии по наследию Страны Советов пользуются популярностью. Вопрос о сохранении мозаик, а также витражей, сграффито, росписей, рельефов, панно и даже скульптурной вывески (и это не все жанры!) в последние месяцы прочно «приклеился» к областной повестке.

Все началось в июле, когда с фасада детского сада в Сормове исчезло красочное панно, затем такая же судьба ожидала работу известного художника на девятиэтажке в Ленинском районе.

Корреспондент ИА «В городе N», которого лично тронула эта история, попыталась сложить кусочки этой прозаичной истории в одну картину. Проводником в мир цветной смальты и керамики стал куратор проекта монументальное.рф, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Казарин.

Осколки сердца

По словам эксперта, массовое создание мозаик и оформление ими зданий в Горьковской области началось в 1970-х годах. Как раз в те годы и возникла необходимость «одевать» большое количество культурных и социальных учреждений, жилых строений в пестрые, яркие, сюжетные, а иногда, если того требует замысел, и однотонные работы монументалистов.

В Нижегородском регионе в разное время было создано более двухсот мозаик на разную тему. В сравнении с Тольятти и Набережными Челнами, где декоративно-монументальное искусство создавалось в период расцвета заводов и каждая работа отражала достижения промышленности, горьковское наследие более разнообразно, рассказывает Казарин.

На многих из них мы видим нижегородские мотивы, которые уместны только в нашем регионе. Но с другой стороны, как любое художественное произведение, мозаики уникальны своим авторским стилем, в котором они были выполнены. Такое стало возможным благодаря ярким художникам, работавшим в нашем городе и области, — подчеркивает Александр Казарин.

Отдельно эксперт выделил имена Кима Шихова, Валентина Любимова, Дмитрия Арсенина, Владимира Логинова, а особая художественная школа, по словам специалистов, образовалась в Дзержинске. Как считает Казарин, это столица мозаики Нижегородской области.

Это лучшие работы, самые интересные по стилю, по цельности. Осмелюсь сказать, что там сложилась школа. В Нижнем много мастеров, но школы нет, — подчеркнул он.

Ценность иметь

Как отмечает наш собеседник, любая мозаика является дорогостоящим приёмом оформления. Кроме вложения средств, этот процесс требует как значительного времени на изготовление самих кусочков, так и наличия квалифицированных художников-монументалистов. Уже к 1990-м годам культура оформления зданий и интерьеров мозаикой сошла на нет. Те примеры декоративно-монументального искусства, которые мы можем видеть на улицах Нижнего Новгорода, были созданы до начала девяностых.

После этого о ценности советского наследия забыли. Сейчас мозаичные панно в городе и области находятся в разной степени сохранности: одни безвозвратно утеряны, другие — закрыты утеплителями, некоторые работы имеют от маленького до среднего процент повреждений. Некоторые и вовсе исчезли по вине собственников зданий, которые сами принимают решение о дизайне фасадов. Больше повезло крупным и значимым объектам, вроде триптиха «Связь времен» на Благовещенской площади: в последние годы власти стали уделять внимание их реставрации.

Статистики по уничтоженным мозаикам, к сожалению, нет. Поэтому можно говорить только о существующих. Например, на созданной нами онлайн-карте Монументальное.рф нанесены более 120 мозаик. Часть из них находятся в удовлетворительном состоянии, часть — очень сильно разрушены, — добавил специалист.

Однако, по мнению Казарина, каждая из мозаик обладает ценностью, поскольку является частью нашей общей культуры. В монументальном искусстве отразились и особенности того времени, и художественные приёмы, востребованные художниками советского периода.

«Пловец» воду намутил

Впервые утрата мозаики в Нижнем Новгороде вызвала общественный резонанс ровно пять лет назад, в 2018 году. Тогда на здании бывшего бассейна «Чайка» около Горьковского автозавода заштукатурили «Пловца» — работу 1968 года.

В ноябре рабочие утепляли отсыревающие стены спортклуба и закрыли советское мозаичное панно с плывущим мужчиной и летящей над ним птицей. Затем поверх слоя штукатурки появилось новое примитивное изображение пловца, которое в значительной степени отличалось от оригинала. Как выяснилось позже, рисунок вовсе не был согласован с заказчиком. 

Попытка воспроизвести панно провалилась, а опубликованные в соцсетях фотографии вызвали бурное обсуждение. Позже «уродца», как его назвали горожане, закрасили.

Еще через какое-то время панно решили восстановить с использованием образцов, взятых из архива ГАЗа. К августу 2021 года воскресший в прямом и переносном смысле «Пловец» продолжил свой спортивный путь. Правда, вернуть оригинальное панно уже было нельзя, сейчас стену украшает его точная копия.

Очевидно, что сейчас представляется непростой задачей отследить, когда же именно нижегородцев взволновало сохранение мозаичных панно. Мы уверены, что случилось это не пять лет назад. Но тенденцию ценить историю своей культуры исследовательница стрит-арта Анна Нистратова называет несомненно положительной.

Я полностью поддерживаю все эти движения, я считаю, что должна быть безусловно принята художественная политика в Нижнем Новгороде, что все, что мы имеем сейчас, нужно максимально здесь сохранять, — отметила в беседе с ИА «В городе N» Анна Нистратова.

По ее словам, потеря огромного пласта советской культуры происходит не только в Нижнем Новгороде, но и по всей стране.

Когда какие-то собственники, которые ничего не понимают в том, как надо жить, что такое красота, что такое история, что такое ценность, начинают удалять вещи, которые важны для горожан, — это преступления. Это пускание на самотек всей ситуации с историческим наследием города. Это память, это слои истории, которые связаны с городом, и поэтому я думаю, что жители воспринимают это так болезненно и реагирует на это соответствующее, — добавила Анна.

А вот началом истории сохранения и «архивирования» монументального нижегородского наследия можно считать февраль 2023 года. Именно тогда стартовал грантовый проект Александра Казарина — онлайн-карта монументальноерф. Как рассказывает сам Александр, он и другие исследователи-единомышленники объездили Нижегородскую область и нашли 179 объектов, каждый из которых проверили лично.

За последний год активисты, реставраторы и волонтеры подарили вторую жизнь нескольким панно, созданным в 1969 году, — «Садко» на здании садика № 150 в 1969 году и «Муза» в холле Дзержинского музыкального колледжа.

Белеет «Парус» одинокий

В этом же году начались новые конфликты вокруг монументального искусства и в этот раз поставили перед культурным сообществом новые задачи. На горизонте, кроме реставрации, создание законодательной базы, которая бы не позволила уничтожать наследие. Но обо всем по порядку…

Первый «звоночек» прозвенел в июле: на фасаде детсада № 394 «Парус» в седьмом микрорайоне Сормова полностью закрыли утеплителем панно со сказочными персонажами, зверушками и яркими подсолнухами. Власти объяснили: на такой шаг пришлось пойти из-за регулярных жалоб родителей на холод в спальнях и игровых комнат вследствие промерзания панельных швов. 

В департаменте строительства мэрии и администрации Советского района ИА «В городе N» заявили следующее: построенное в 1978 году двухэтажное здание не является объектом культурного наследия, а сама мозаика не представляет художественной ценности

А вот общественность и эксперты так не считают. В комментариях на личной странице Александра в соцсети «ВКонтакте» нижегородцы негодовали и предлагали варианты, где можно разместить панно. По словам самого Казарина, работы советских авторов на детсадах в Нижнем Новгороде становятся редкостью: на данный момент мозаики сохранились на девяти заведениях из 316.

Это нужно изучать, про это нужно выпускать книги, это нужно реставрировать и всячески пестовать и хранить как зеницу ока, чтобы это досталось не только нам, но еще и нашим детям, — поделилась своим мнением Анна Нистратова.

Этот объект (не) охраняется законом 

А что об этом говорит законодательство? Изучая мнения сторон, мы обратились за комментарием в управление госохраны ОКН по Нижегородской области, которому и следует заниматься сохранением культурного наследия.

В Управлении объяснили, что наличие статуса ОКН не является единственным основанием для дарования жизни таким панно.

Мозаичные панно являются характерными образцами декоративного монументального искусства советского периода, сохранение которых важно для повышения качества окружающей нас городской среды, — сообщили в ведомстве.

Однако, как оказалось, порядок работы с мозаиками в Нижегородской области не установлен. Также нет четких рекомендаций для администраций и управляющих компаний. Что делать, если дом построен плохо и теперь есть необходимость класть утеплитель? А может, мозаику клали некачественно, что она стала опасной для жителей?

Конечно, мозаика, положенная на некачественное основание, со временем начинает разрушаться. Это мы видим на многочисленных примерах. Разрушающийся мозаичный слой небезопасен — кусочки смальты при падении с высоты могут стать причиной травмы. Что касается утепления, то этот вопрос может быть решён по-разному, поэтому эта причина не может быть достаточно веским основанием для простого закрытия мозаики утеплителем, — считает Александр Казарин.

Быстрее, Выше и Сильнее

Власти подключились к дискуссии, когда в Нижнем Новгороде чуть не пропала работа монументалиста Валентина Любимова 1977 года. Панно «Быстрее. Выше. Сильнее», посвященное Олимпийским играм 1980-го года, расположено на фасаде панельной девятиэтажки на улице Березовской, 118 в Московском районе. 

В середине августа масштабную работу стали снимать со здания, чтобы обеспечить «безопасность прохожих и жителей этого дома». Домоуправляющая компания обнаружила, что фрагменты мозаики могут просто-напросто обвалиться.

Александр Казарин отметил, что состояние панно действительно оценивается как плохое. Но у болезни, по его словам всегда есть два пути: ампутация или лечение.

Ампутация проще и дешевле. Но потом человек живет инвалидом. С мозаикой то же самое, — отметил Александр Казарин.

Через неделю с уникальной советской мозаики сняли аварийные плитки. Но возмущение нижегородцев оказалось настолько сильным, что в этот раз решили провести общественные обсуждения о дальнейшей судьбе панно. 25 августа прошло выездное совещание по вопросу сохранения мозаики, в котором приняла участие министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова, представители администрации района и домоуправляющей компании. 

Вечером того же дня глава Минкульта сообщила о том, что в Нижнем Новгороде соберут экспертный совет, который будет компетентен провести ревизию советских монументальных мозаичных панно во всем регионе. 

Ситуация с сохранением этого пласта нашего наследия непростая, в том числе в связи с отсутствием нормативной базы, но уже сейчас мы готовы начать этот путь: советуемся с коллегами из федерации, общаемся с другими регионами, изучаем опыт, — рассказала Наталья Суханова.

Сейчас мозаику, посвященную Олимпиаде 1980 полностью демонтировали и отправили на ульяновскую смальтоварню. Уже следующим летом она может вернуться на историческое место. 

Мы осмелимся назвать мозаику Валентина Любимова апогеем и «двигателем революции» в деле о сохранении в жизни и истории города декоративно-монументального искусства. Именно с нее и начал складываться смальтовый путь.

Смальтовые пионеры

Отсутствие нормативной базы для сохранения монументально-декоративного искусства советского периода — проблема не только Нижегородской области. При этом специалисты отдельно отмечают замечательные мозаики Краснодарского края, а также Вологодский мозаичный опыт, где сохранением занимается потомственный архитектор.

Как рассказал Александр Казарин, Нижегородская область первой среди регионов начала масштабную кампанию по сохранению работ монументалистов и разработку своей нормативной базы.

Создан реестр сохранившихся произведений, начата работа по оценке их состояния. Я думаю, что нижегородский опыт может стать примером для других областей, — рассказал Казарин.

Кстати, как считают эксперты, в регионе есть опытные профессионалы, которые могут заняться восстановлением мозаик. Это участники и последователи той самой художественной школы в Дзержинске.

Из тех людей, которые тогда работали над монументальным оформлением городов, они до сих пор живы. Я думаю, что их нужно всех брать в оборот и максимально использовать для того, чтобы они передали опыт, чтобы мы сейчас и в будущем смогли поддерживать это наследие, — говорит Анна Нистратова.

Нижегородский Минкульт в сентябре заявил, что изучит опыт других регионов. А созданный экспертный совет, в свою очередь, будет компетентен провести ревизию имеющихся в Нижегородской области объектов, чтобы выявить ценность и уровень сохранности каждого. 

Путь к реестру

В октябре в Нижнем Новгороде состоялось его первое очное заседание, побывав на котором корреспондент агентства попыталась буквально сложить детали намечающегося механизма сохранения произведений.

По словам Натальи Сухановой, наш регион является первопроходцем в создании системного подхода к сохранению средового дизайна — эта задача будет сложной. Представителям музейного сообщества, союзу художников и союзу архитекторов, профильным министерствам и ведомствам предстоит изучить актуальное состояние, художественную ценность и степень аварийности произведений. Также необходимо определить и тех, кто впоследствии будет нести ответственность за возрожденного из пепла феникса. Но все эти категории пока что еще плавающие, после того, как «молодой организм» окрепнет картина станет яснее.

Но как мы поняли, переживать не стоит — к каждой мозаике в целом и отдельным ее кусочкам подойдут индивидуально. Утвержденный реестр работ позволит иначе смотреть на них и просить финансирование на их реставрацию. Кстати, как отметил Григорий Меламед, как наличие статуса ОКН не является единственным основанием для сохранения таких панно, так и статус ОКН может повлиять на стоимость дальнейших реставрационных работа.

Декоративно-монументальное искусство находится не только в крупных областных, но и в малочисленных населенных пунктах. Чтобы сохранить и там удивительные советские работы, Наталья Суханова сообщила на совещании о том, что Минкульт направил в муниципалитеты письма, где говорится о запрете уничтожения произведений. Экспертизу будут проводить только компетентные лица. Работу с «дзержинской школой» выделили в отдельную категорию из-за разнообразия сюжетов и материалов.

Участники заседания не исключают и трудностей. Так, если у объекта отсутствует оценка аварийности, непонятен объем финансирования для его восстановления. Также экспертам важно понимать, на каких зданиях ведутся какие-либо работы и где есть собственник, с которым может возникнуть полемика.

Александр Казарин рассказал, что с 12 ноября профессиональные реставраторы вместе с волонтерами приступили к ремонту еще одной мозаики Валентина Любимова, которая находится в интерьере Дома культуры в Чкаловске. Вторая часть громадной работы пока закрыта офисным помещением, но уже после восстановления может стать доступной как для местных жителей, так и туристов.

Заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина по региональному развитию Анна Гор рассказала, что займется популяризацией советского монументального искусства и его сохранения. В этом помогут культурные мероприятия: от экскурсий до выставок, научных статей и подкастов.

По итогам совета эксперты утвердили 127 мозаик, которые вошли в реестр. Вплотную заниматься работами группа начнет в следующем году, также будет решаться и вопрос с финансированием. Как объяснил Александр Казарин, способов привлечения средств несколько: прямые государственные субсидии, гранты, привлечение средств коммерческих организаций и частных лиц. Например, две мозаики — «Муза» и «Вдохновение» в дзержинском колледже были восстановлены с помощью грантовой поддержки.

Вопросы стоимости реставрации каждой из работ решаются индивидуально, с этим и связаны сложности. Например, использование аутентичных материалов (плитки, смальты) обходится в значительные суммы. Разумеется, необходимы и квалифицированные исполнители, которые проведут реставрацию со знанием дела.

Конец... или новое начало 

Завершая наши наблюдения о сохранении, восстановлении и консервации советского декоративно-монументального искусства в Нижегородской области, скажем: дело имеет шансы на выживание, и более того, на долгую и счастливую жизнь. Однако работы предстоит немало. При этом популяризация ценности монументального искусства впоследствии сделает его же визитной карточкой Нижегородского края.