Герда в Стране чудес: каким получился балет "Снежная королева" в МАМТе

Сказку Андерсена "Снежная королева" на балетную сцену переносили бессчетное количество раз, при этом канонической версии в мировом репертуаре нет, и постановщики всегда получали карт-бланш. В театрах разных стран историю Кая и Герды рассказывали под музыку Николая Римского-Корсакова, Сергея Прокофьева, Эдварда Грига, Туомаса Кантелинена и других композиторов. В МАМТе за постановку "Снежной королевы" взялся художественный руководитель балетной труппы Максим Севагин: с его подачи герои Андерсена ожили под симфонии Петра Чайковского. На предпремьерном показе побывала редактор раздела культуры ТАСС Дарья Шаталова.

Герда в Стране чудес: каким получился балет "Снежная королева" в МАМТе
© ТАСС

Перед огромным подобием зеркала, занявшим всю ширину сцены, собираются тролли. Один из них выпрыгнул прямо из оркестровой ямы, другой выбежал из зала: казалось бы, начало в лучших традициях утренников, но Шестая ("Патетическая") симфония Чайковского звучит не по-детски — тревожно, пугающе и скорбно. 

По словам 26-летнего Максима Севагина, постановка "Снежной королевы" была его давней мечтой: "Я вынашивал идею создания балета более 10 лет", — поделился артист. В подростковом возрасте он активно слушал симфонии Чайковского, и звучание некоторых отрывков рисовало в его воображении сцены из сказки Андерсена. В партитуру для спектакля вошли части из Четвертой, Пятой и Шестой симфоний. При этом их компоновкой, как и созданием либретто, занимался сам хореограф. 

Тролли — в зеленых париках и трико с объемными накладками, из-за которых их тела выглядят не по-балетному объемно и бесполо, — разбивают зеркало. Теперь его осколки разлетаются по миру и разносят зло.

На сцену выплывает покрытая розами лужайка — в спектакле в целом много подвижных и небанальных декораций, которые добавляют всему происходящему магии и волшебства (также значительная часть балета сопровождается видеоинсталляциями, их создал художник Сергей Рылко). Из-за цветущих кустов, похожие на цыплят в желтых костюмах и париках, появляются Герда (Елена Соломянко) и Кай (Герман Борсай). Они беспечно играют и танцуют, то выдавая вполне академические па, то перенося движения на пол: Севагин совместил традиционную классическую хореографию с современной. Одна перетекает в другую ненавязчиво, делая язык героев более выразительным и понятным. При этом по форме балет все же ближе к классическому: есть и вариации, и "двойки-тройки-четверки", и гран-па, и адажио, и характерные номера.

Как пройти к королеве

После того как осколок зеркала попал Каю в глаз и слуги Снежной королевы (Энхмунх Оюнболд) унесли его в свое царство, начинается череда испытаний — в первую очередь для Герды. С кем только ей не предстоит встретиться, чтобы разыскать и спасти друга! Сперва ее подхватывают вихри (здесь можно увидеть очень красивые групповые поддержки), затем Герда попадает к странноватой волшебнице (Наталья Сазанова) в огромной фиолетовой шляпе, за которой не видно ее лица. Сцена в ее зачарованном саду — одна из самых живописных и сказочных: сверху, подобно занавесу, спускаются сотни цветочных гирлянд, на них, как на лианах, из-за кулис выпархивают артисты кордебалета в костюмах то ли орхидей, то ли ирисов. В этот момент кажется, будто перед нами и не Герда вовсе, а Алиса, попавшая в Страну чудес (так запросто могла бы выглядеть сцена из фильма Тима Бертона). Художником-постановщиком балета выступила Екатерина Моченова. 

После девочка попадает во дворец — у всех его обитателей почему-то рыжие волосы, которые поверх черного "оперения" пробиваются даже у ворона (Дмитрий Муравинец) и вороны (Александра Дорофеева). Герда знакомится с принцем (Евгений Дубровский) и принцессой (Виталина Алсуфьева), затем с разбойниками во главе с харизматичной атаманшей. Кстати, эта партия мужская: ее виртуозно исполняет народный артист России Георги Смилевски, сорвавший на поклонах не меньше аплодисментов, чем артисты в главных партиях. Случаи, когда отрицательных героинь в балете танцуют мужчины, не редкость: злая фея Карабос в "Спящей красавице", колдунья Мэдж в "Сильфиде". Однако образ, созданный Смилевски, напоминает скорее грозную и не лишенную юмора вдову из "Тщетной предосторожности". Особенно это проявляется в дуэтах с ее дочерью — разбойницей (Ольга Сизых).

Одним из главных персонажей стал благородный северный олень, партию которого на предпоказе исполнил Артур Мкртчян. В его мягких прыжках, диковатых позах и нежном образе есть что-то от фавна из знаменитого дягилевского балета. К тому же ветвистых рогов костюм не предусматривал, а вот забавные, торчащие в стороны уши, опять же, как у фавна (например, Мистера Тумнуса в "Хрониках Нарнии") — да. Дуэты оленя с Гердой, уже обессиленной тяжелым путем (но не лишенной чистых и певучих линий Елены Соломянко), получились трогательными.

Ледяное царство

Пока Герда странствовала, Кай в стенах замка был занят вовсе не выкладыванием слова "вечность" из льдинок: он терпел издевательства от Снежной королевы и ее подданных. Обитатели ледяного королевства — абсолютное зло, но вот костюмы у них самые красивые: отделанные кристаллами, зеркальными шипами, блестками. Тем не менее лишь появляется Герда, луч света и тепла в жестоком царстве, злые силы отступают: своей смелостью и любовью девочка побеждает злые чары, Кай приходит в себя. Пока герои возвращаются домой, перед ними проносятся персонажи, которых Герда встречала на своем пути. 

Финальную сцену Максим Севагин назвал "Свидание влюбленных" — мы видим повзрослевших Кая и Герду, которые понимают, что теперь их связывает не только дружба. Они встречаются в дуэте на фоне декораций современного города — небоскребы, парк. На заднике появляется фасад театра, где дают спектакль "Снежная королева". Влюбленные поднимаются по ступеням ко входу, но, кажется, на постановку пришла и заглавная героиня — ее фигура скользит по афишам. Хотя чего им бояться с такой-то Гердой.

В целом получился большой и эффектный спектакль, с качественной сценографией и первоклассной музыкой, со множеством солистов и артистов кордебалета: в постановке занята вся балетная труппа. "Снежная королева" могла бы стать достойной альтернативой "Щелкунчику", билеты на который в этом году расходятся с особым ажиотажем, однако показов в декабре и январе не планируется. Тем не менее посмотреть постановку можно будет в феврале и далее в течение сезона.

Дарья Шаталова