Войти в почту

Выставка картин Зинаиды Серебряковой из собраний Русского музея открылась в Волгограде

Эта выставка – не первая, организованная Волгоградским музеем изобразительных искусств на основе фондов Русского музея. Здесь проводились уже выставки картин Исаака Левитана, Николая Рериха. И вот обрел воплощение в жизнь третий по счету проект в рамках работы культурно-выставочного центра Русского музея, который по подписанному с его руководством соглашению действует на базе Волгоградского музея изобразительных искусств.

Выставка картин Зинаиды Серебряковой из собраний Русского музея открылась в Волгограде
© Волгоградская правда

Художница трудной судьбы

Коллекция картин Зинаиды Серебряковой Русского музея – самая крупная в мире, и музей поделился с волгоградцами на время частью своего собрания.

Зинаида Серебрякова была художницей трудной судьбы. Большую часть своей жизни она провела за границей, во Франции. Причем как у себя на родине, так и в эмиграции жила она в бедности, чуть ли не в нищете. И лишь на склоне лет, в шестидесятые годы минувшего века, на нее обрушился оглушительный успех. Причем прежде всего в ее родной стране, в СССР. С этого времени Зинаида Серебрякова стала одной из самых ярких фигур отечественной живописи и графики XX столетия.

Зинаида много в своей жизни рисовала балерин, других людей искусства. Но не только балерины, даже простые крестьянки на ее полотнах прекрасны, как античные богини.

На волгоградской выставке представлено свыше сорока работ Зинаиды Серебряковой самых различных периодов творчества этой художницы. К примеру, картина «Купальщица», написанная в 1911 году. Неоконченная картина «Беление холста» (1917 год), «Потрет балерины Добролюбовой» (1923), «Портрет аббата» (1935), Автопортрет (1946). Здесь также множество картин, созданных Серебряковой по итогам ее поездки в Африку, в Марокко – портреты марокканцев, негритянских детей…

«Имя Зинаиды Серебряковой, – говорит директор Волгоградского музея изобразительных искусств Варвара Озерина, – вошло в золотой фонд русской, российской культуры».

Произведения этой художницы любимы многими людьми. Они не могут вызывать другие чувства, потому что ее живопись и графика по-настоящему жизнелюбивы, откровенны. Написаны эти картины очень честно и проникновенно. Поэтому любой зритель – как профессионал, так и любитель – не останется равнодушным к творчеству этого выдающегося мастера.

«Этот наш выставочный проект, – продолжает Варвара Сергеевна, – очень сложный по организации, поскольку работы, представленные в нем, очень ценные. Русский музей предъявляет самые высокие требования к экспонированию его картин, поэтому на волгоградской выставке был специально создан дополнительный рубеж охраны. На каждом произведении, представленном на выставке, установлены специальные датчики».

Будут новые выставки

«Варвара Сергеевна, какие работы Зинаиды Серебряковой, представленные на выставке, кажутся вам наиболее интересными?»

«Эта художница поражает любой своей работой. Хочется смотреть на любую из них. Мы долго выбирали всем коллективом, какое же на волгоградской выставке произведение будет главным и станет ее визитной карточкой. В результате выбрали шесть таких картин. Но, к сожалению, Русский музей нас ограничил в этом выборе и предоставил для использования на выставке лишь одно из этих произведений. Это картина под названием «Карточный домик», созданная Зинаидой Серебряковой в 1919 году».

Рассматриваем это полотно выдающейся русской художницы. На нем изображены четверо детей Зинаиды Серебряковой, вместе построившие карточный домик. Видно по всему, что он вот-вот рухнет так же, как очень непрочным было само бытие того времени в нашей стране…

«Для волгоградского зрителя, – рассказала кандидат искусствоведения, замдиректора по научной работе Волгоградского музея изобразительных искусств Ольга Малкова, – это первая встреча с творчеством Зинаиды Серебряковой. Через всю свою жизнь эта художница пронесла искреннюю веру в возможности человека и удивительную внутреннюю свободу. В ее картинах нет случайностей, все ее решения обоснованны, имеют связь с ее характером и с ситуацией, сложившейся в ту пору в мире».

Причем Зинаида Серебрякова, по сути дела, сама себя вырастила как художницу, поскольку законченного художественного образования она не получила. Эту школу заменила для нее внутренняя ситуация в ее семье. Это была семейная династия, в которой выросло огромное количество художников, творцов. Уникальная ситуация для искусства XX века!

Выставка работ Зинаиды Серебряковой из фондов Русского музея будет работать в Волгограде вплоть до 10 февраля.

«Скажите, а на будущее уже запланированы вами какие-либо новые выставки в Волгограде из фондов Русского музея?» – поинтересовались мы у Варвары Озериной.

«Да, но пока это секрет. Могу только сказать, что переговоры на сей счет уже идут. И в будущем, согласно подписанному нами соглашению, ежегодно мы будем привозить в Волгоград не менее одной выставки из фондов Русского музея».