Веселый "Ревизор" в холодном ноябре
Про судьбу режиссера скажу позже, а пока замечу, что федоровский "Ревизор" – это развеселое, но при этом умное и отточено мастерское дуракаваляние по мотивам Гоголя. Длится все полтора часа без антракта, гоголевский текст режиссерскими вставками не разбавляется (хотя и сокращен изрядно). Чисто внешне все это можно назвать, например, капустником в дурдоме – герои одеты в нечто напоминающее больничные халаты и подштанники, жесты их хаотичны, волосы взъерошены, они то застывают в кататонических позах, то вдруг пускаются в безудержные хаотичные движения. При этом они (некоторые из них – точно), похоже, воображают себя крысами. Теми самыми, из канонического "Ревизора", которые "пришли, понюхали и ушли". На сцене соответствующая обстановка, фанерные стены и больничные матрасы – плюс ходы-норы, ведущие неизвестно куда, из них появляются и в них исчезают персонажи… Вот что важно: во всем этом нет ни капли пафоса, ну, или "актуальных смыслов", которые нередко сопровождает переделки классики. Что называется, Гоголю обидно бы не было. В вопросе о том, как ставить классику (по простому говоря, что с ней можно делать, а чего нельзя) я придерживаюсь, так сказать, синтетической точки зрения: все зависит не от внешнего антуража, а от глубинного соответствия представления оригиналу. То есть, если бы Городничий предстал, например, супер-героем, обиженным гадким столичным блогером – это, на мой взгляд, было бы явным превышением полномочий постановщика. А здесь все в порядке – Городничий жулик, как и весь его сброд тонкошеих провинциальных вождей-чиновников. Как и Хлестаков, но Хлестаков все же посимпатичнее будет. Противоречий с Гоголем нет, а мера условности зрелища, его детали может определяться режиссером. Ну, какая разница, во фраках герои или в подштанниках? Лишь бы оно было оправдано по смыслу. И, конечно, просто великолепен в роли Хлестакова Максим Севриновский, актер с каким-то нечеловеческим обаянием (на этой же сцене он сыграл Сирано, став навеки кумиром всех, кто видел тот спектакль). Севриновский введен в спектакль значительно позже премьеры, и это было хорошей идеей. Его Хлестаков и застенчив, и нагл, и весел и депрессивен одновременно, что, между прочим, как-то очень подходит к авторскому образу персонажа. Отмечу также Алексея Чернышева в роли Городничего – он здесь неожиданно похож на Анатолия Папанова, или, вернее, на безумца, вдруг вообразившего себя Папановым… Зал, набитый битком, в некоторых местах буквально ревел от восторга. А что было при выходе на поклоны! Обстановка рок-концерта как она есть. Но тут есть еще один слой – спектакль сопровождается закадровым голосом и музыкой в исполнении легендарного Олега Каравайчука, эксцентрика и аванградиста (заслужившего еще при жизни звание гения). Каравайчук говорит как раз о Гоголе, причем престранные вещи – так что в некотором смысле все происходящее на сцене ему могло бы присниться. Ну, если бы он при этом слушал Илью Лагутенко, чьи "Дельфины" со сцены звучали тоже (при этом на фанерных стенах появлялось некое подобие анимации). А вот теперь обратим внимание на режиссера. Антон Федоров, которому сегодня немного за 40, поставил "Ревизора" в 2019-м. Это был едва ли не первый его опыт на серьезной сцене (за что Федоров не устает благодарить в интервью своего учителя и демиурга "Театра Около" Юрия Погребничко). С тех пор Федоров пошел на взлет практически вертикально. Сегодня его называют суперзвездой, надеждой всего нашего театра и так далее. Да что говорить – в этом году сразу два его спектакля получили "Золотую маску", высшую театральную премию страны! Редчайший случай! Он много ставил и ставит в провинции (отмеченные "Маской" постановки тоже оттуда), а недавно возглавил новосибирский театр "Старый дом" и уже стал любимцем всей Сибири, поставив там "Котлован" по Платонову. А на его спектакль "Где ты был так долго, чувак?" в московском театре "Пространство Внутри" билеты распроданы на месяцы вперед. В общем, "Ревизор" ценен еще и как дебют талантливого и перспективного режиссера. Редкая возможность бросить ретроспективный взгляд – с чего начинался его взлет. А про рецензируемый спектакль скажу еще вот что: от его просмотра получаешь истинное удовольствие, будто немного солнца в этом промозглом ноябре. И вот это чисто зрительское удовольствие – превыше всех умных резонов и рассуждений о режиссерском методе, границах возможного в интерпретации классики и т.п.