Войти в почту

Владимир Миклушевский: Университет - лучшее место для получения лидерских и управленческих навыков

В Шанхае открылось представительство Московского политехнического университета. Чем оно будет заниматься и появятся ли новые иностранные студенты? Об этом, а также о том, зачем в вузе ввели студенческое соуправление и развивают киберспорт, "РГ" рассказал ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский.

Владимир Миклушевский: Университет - лучшее место для получения лидерских и управленческих навыков
© Российская Газета

Владимир Владимирович, будут ли теперь в Китае учиться по программам Московского Политеха?

Владимир Миклушевский: Мы открыли не филиал, а представительство. Для чего? Первая цель - знакомство с теми вузами и предприятиями Китая, которые занимаются автомобилями, в частности электромобилями. Китай, на сегодняшний день, страна номер один в этой области. Второе направление - покупка оборудования. Сегодня по понятным причинам покупка оборудования в Европе - большая проблема, и мы хотим переориентироваться на Китай. Промышленное оборудование там не хуже европейского, американского или корейского, а где-то даже и лучше. И третий пункт - набор студентов в университет. Сегодня у нас учится более полутора тысяч иностранных студентов из 69 стран мира. География большая, но львиная доля - страны СНГ.

И что они выбирают?

Владимир Миклушевский: Назову топ-10 направлений: информационные системы и технологии, машиностроение, менеджмент, электроэнергетика и электротехника, эксплуатация транспортных технологических машинных комплексов, экономика, информатика и вычислительная техника, реклама и связи с общественностью, строительство и управление качеством.

В эту приемную кампанию Московский Политех вошел в тройку лидеров Москвы по количеству поданных заявлений? Чем привлекаете абитуриентов?

Владимир Миклушевский: У нас в этом году больше 100 тысяч заявлений. Для сравнения, в прошлом было 75 тысяч. Одно из наших преимуществ - проектная деятельность на всех четырех курсах бакалавриата. Это обязательный предмет, где студенты создают проекты в своей сфере подготовки. Большинство из них - это запрос наших бизнес-партнеров. Кроме того, у нас достаточно много преподавателей-практиков, что дает студентам возможность найти своего работодателя уже в процессе обучения. Многие на 3-4 курсах уже работают по специальности, и почти 100% выпускников трудоустраиваются сразу после диплома.

Ваши абитуриенты, которые поступают на технические направления, сдают, в том числе и физику. Как вы относитесь к предложению ввести для "технарей" три обязательных ЕГЭ, включая физику, а русский принимать на уровне зачета?

Владимир Миклушевский: Известно, что ЕГЭ по физике сегодня выбирают меньше, чем пару лет назад. Не потому, что не хотят стать инженерами, а просто в школе этот предмет, возможно, слабо преподается. Конечно, нужно повышать качество преподавания физики в школах. Вузы здесь не должны быть сторонними наблюдателями. И речь, кстати, не только о физике. В Москве, например, хорошо работает система профориентации - есть дополнительные инженерные классы и медиаклассы. Московский Политех работает с 250 школами. Мы помогаем ребятам готовиться к ЕГЭ, являемся соучредителями олимпиад, которые дают дополнительные баллы при поступлении, знакомим школьников с будущей профессией. Помимо профориентации, которая сама по себе важна, человек должен понимать будущую профессию, специальность заранее. Иначе велика доля ошибки, есть опасность потерять мотивацию в процессе учебы в вузе, а это - потеря времени и денег, которые выделяет на подготовку студента государство.

Какие направления подготовки сегодня в топе?

Владимир Миклушевский: Мы не только инженерный вуз, у нас очень развит и арт-компонента. Поэтому в топе оказались не только инжиниринг и IT, но и журналистика, графический дизайн и мультимедиа, графика, издательское дело, реклама и связи с общественностью, управление бизнес-процессами. Традиционно спросом пользуются и такие направления, как системная и программная инженерия, спортивные транспортные средства, транспортный промышленный дизайн и другие.

Вуз много внимания уделяет теме киберспорта. У вас даже есть своя профессиональная команда. Почему это важно?

Владимир Миклушевский: Прежде всего потому, что это интересует студентов. Мы всю свою политику и внутренние процессы строим на таком подходе. В прошлом году внутри вуза прошло 10 спортивных турниров, в которых участвовали полторы тысячи студентов. В 2023 году 40 слушателей прошли курс повышения квалификации по программе "Киберспорт в образовательных учреждениях". В университетской сборной порядка 75 человек. Студенческое сообщество так устроено, что навязывать ничего не надо, надо предлагать и поддерживать, что мы и делаем.

Можно ли элементы киберспорта использовать на занятиях?

Владимир Миклушевский: Приведу пример. В нашей Передовой инженерной школе электротранспорта разрабатываем новый гоночный автомобиль. Он будет с гибридным двигателем (двигатель внутреннего сгорания плюс электродвигатель). И этот автомобиль спроектирован у нас для начала полностью в "цифре". Цифровая модель гибрида испытывается на тренажере. Есть специальный пилот-инженер, который этим занимается. Со стороны такие испытания могут показаться VR-игрой, но наш цифровой автомобиль ездит по реальным трассам, это тренажер с эффектом присутствия. Помимо картинки трассы есть монитор, который показывает все параметры движения, что позволяет нам прогнозировать поведение автомобиля, анализировать сцепление колес с трассой. Киберспорт, но абсолютно прикладной.

В Московском Политехе с этого года появилось студенческое соуправление - молодежь самостоятельно решает часть учебных и бытовых проблем. Неужели в этом совсем не контролируете студентов?

Владимир Миклушевский: Дело в том, что мы готовим не просто инженеров, дизайнеров или айтишников. Мы готовим людей, которые в итоге должны стать лидерами своих коллективов. Эти лидерские качества и умение управлять нужно где-то получать. Лучшего места чем университет, мне кажется, нет. После диплома, когда ты приходишь в коллектив, там учиться этому уже поздновато. Кстати, работодатели именно это чаще всего называют недостатком образовательной среды вуза: люди выходят специалистами, но без так называемых soft-skills ("мягких" навыков), к которым относится умение работать в команде и управлять коллективом. И то, что мы сейчас делаем - это реальное со-управление, я бы назвал это так. Знаете, как в терминологии госуправления есть понятие "переданные полномочия", а есть "предмет совместного ведения". Вот у нас такая же логика.

Киберспорт может стать элементом практических занятий, например, на цифровом тренажере

Чем соуправляют студенты?

Владимир Миклушевский: Например, у нас есть комиссия по бытовым спорам. Более простыми вопросами, связанными с проживанием в общежитии, соблюдением чистоты, полностью занимается студактив. Еще одно направление - участие в стипендиальной комиссии. Это вот пример "предмета совместного ведения". Без согласия студентов, входящих в эту комиссию никакие решения о надбавках, повышении стипендий, не принимаются. Университет ведь сам создает стипендиальный фонд по нормативу на одного студента. Сумма лимитирована, выделяется из федерального бюджета, но распределять мы можем по своему усмотрению.

Кстати, у нас уже года 3-4 работает комиссия по качеству образования при проректоре по учебной работе, и студенты принимают там активное участие, обеспечивая обратную связь. Все, что связано с поддержанием нормального состояния жилого фонда, общественных мест, комнат самоподготовки, спортзалов, коворкингов, для меня - зона особого внимания. В 2018 году была интересная история: после 10 вечера администратор общежития закрывал на ключ помещение, где можно было поработать, не мешая соседям по комнате. А студенты наши хотели и ночью учиться. Я решил - почему нет, если такая тяга к знаниям. Но - берите ответственность за состояние помещения на себя.

Еще одна важная вещь: участие в подаче заявок на различные гранты и ежегодный мониторинг удовлетворенности студентов услугами, которые они получают в университете.

Это волонтерская история или ребята получают зарплату в дополнение к стипендии?

Владимир Миклушевский: Нет, это полностью общественная работа. В вузе есть управление молодежной политики, и там тоже работают студенты, в том числе на зарплате. Но то, о чем мы сейчас говорим, - это трехсторонний договор, который подписан администрацией университета, председателем объединенного совета обучающихся и председателем профсоюзной организации.

Сейчас шесть вузов участвуют в пилотном проекте по переходу на новые уровни образования. Наблюдаете за коллегами?

Владимир Миклушевский: Предстоит длинный путь. Мы не пассивные наблюдатели - участвуем в обсуждении, даем свои рекомендации. Система, которая сейчас внедряется, принципиально не отличается от существующей, но дает больше возможностей, делает систему вузовского образования более гибкой.

А для студентов что-то изменится?

Владимир Миклушевский: Тем, кто пришел и придет на новые программы, бояться нечего. Просто по-другому будут названы привычные нам истории. А вот с иностранцами могут быть трудности. Во всем мире есть бакалавриат и магистратура. Например, приехал к нам иностранец и вместо бакалавриата получил базовое высшее образование. Дальше могут возникать вопросы признания и соответствия дипломов. Этот момент нужно учитывать.