Войти в почту

В Воронеже уволили худрука Камерного театра Михаила Бычкова

Известный в России и за рубежом режиссер Михаил Бычков освобожден от должности художественного руководителя АУК "Воронежский камерный театр".

В Воронеже уволили худрука Камерного театра Михаила Бычкова
© Российская Газета

Об этом 21 ноября сообщили в министерстве культуры региона.

"Увольнение Михаила Бычкова состоялось по решению учредителя (пункт 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса РФ). Исполнять обязанности художественного руководителя будет директор театра Олег Ткаченко. В правительстве области уверены, что коллектив государственного театра и его высокий уровень работы будут сохранены. Назначение нового худрука планируется до Нового года, сейчас идет общение с претендентами", - пояснили в пресс-службе облправительства.

Михаил Бычков родился 15 февраля 1957 года в Краснодаре, в 1980-м окончил режиссерский курс Марии Кнебель в ГИТИСе. Работал в Алтайском, Иркутском и Воронежском театрах юного зрителя. В 1993-м году основал в Воронеже Камерный театр, став его художественным руководителем. Маленький коллектив, ютившийся в приспособленном зале ДК железнодорожников, быстро завоевал признание и любовь публики. А со временем Камерный добился подобающего внимания и на официальном уровне, получив в подарок к 20-летию самое современное в городе театральное здание.

Спектакли Бычкова, драматические и оперные, в разные годы шли в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Воронеже, Саратове, а также Эстонии, Латвии и Литве. Многие - с успехом продолжают идти. На счету Михаила Владимировича ряд масштабных проектов, благодаря которым столица Черноземья заняла особое место на театральной карте страны и получила международную известность как город, где интересуются развитием культуры и искусства.

Так, в 2010 году режиссер создал и возглавил Платоновский фестиваль - масштабный многопрофильный форум, который даже в периоды пандемии и санкций принимал зарубежных участников. Благодаря этому событию жители Воронежа и соседних городов посещают спектакли и концерты артистов с мировым именем.

В 2015-м на базе дирекции Платоновского Бычков организовал детский театральный фестиваль "Маршак", который каждую осень собирает в Воронеже самые интересные постановки для юного зрителя. В том же году по инициативе худрука в Камерном театре стали проводить биеннале поэтического искусства "Мандельштамфест". Ближайший такой фестиваль состоится 15-17 декабря: в Воронеж приедет с новой программой Константин Райкин, театры из Москвы, Санкт-Петербурга, Югры и Абхазии, поэты и литературоведы.

В 2017-м году по инициативе Михаила Бычкова в Камерном набрали труппу современного танца - непрофильную, казалось бы, для драматического театра, но доказавшую состоятельность. Для этого коллектива уже поставили спектакли выдающиеся молодые хореографы. А две работы - "Зеркало" и "Плот Медузы" - удостоились национальной премии "Золотая маска".

К слову, на нее за все время существования Камерного театра номинировалось 12 спектаклей. В Воронеж уехало шесть "Масок" (последняя на данный момент получена летом 2023 года за спектакль Антона Федорова "Ребенок"), и половина из них была связана с работами Бычкова ("Дядюшкин сон", "День города" и "Антигона").

У самого Михаила Владимировича масса престижных наград, в том числе медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (2013), премия Правительства РФ имени Федора Волкова (2014), Платоновская премия за создание новаторского театра и фестивального движения (2020) и французский орден Искусств и литературы за особый вклад в развитие мирового искусства (2021). Бычков входил в совет по культуре при президенте РФ.

Бычкова можно без опасений назвать самым ярким театральным деятелем, которому выпала доля работать в Воронеже - по крайней мере, за последние 40 лет. И по масштабу идей и проектов, которые упорно, преодолевая инерцию общественности, выводят местную культурную жизнь за провинциальные рамки. И по готовности откровенно обсуждать проблемы этой культурной жизни, предлагать решения и воплощать их - на что в регионе осмеливаются, увы, единицы.

Главным делом его жизни до сегодняшнего дня был Камерный театр. Редкий пример того, как бессменное руководство не приводит к стагнации творческих процессов. Спектакли здесь идут с аншлагами и становятся событиями, привлекают внимание федеральных экспертов. В июне Бычков представил философскую и лиричную премьеру "Да здравствует Король!", в некотором смысле подводящую итоги его работы в театре (будем надеяться, что предварительные). Осенью вышел нетривиальный "Вишневый сад" в постановке Антона Федорова (Москва), в декабре планируется показ двух новых спектаклей Михаила Бычкова - "Шум времени" по наследию Мандельштама и "Провинциальные анекдоты" по пьесе Вампилова. Остается уповать на то, что в год 30-летия Камерный не будет загублен непродуманными административными решениями и получит достойного руководителя. Хотя подобрать соразмерную фигуру будет крайне сложно.