"Музыкальное сердце театра" отдано "Новой Хануме"

В трех городах Сибири - Кемерове, Новокузнецке и Прокофьевске завершился очередной фестиваль "Музыкальное сердце театра". После того, как этот фестиваль, изначально московский по дислокации, стал кочующим, последние годы его принимали Новосибирск и Екатеринбург.

"Музыкальное сердце театра" отдано "Новой Хануме"
© Российская Газета

Особенность этого фестиваля: праздник для зрителей, получающих возможность увидеть некоторые из конкурсных спектаклей, здесь разлучен с фестивальным конкурсом. Большое жюри, состоящее из членов Академии музыкального театра, смотрит спектакли заранее на видео, и выбор делает уже к 1 ноября - сам фестиваль к этому отношения не имеет, он только объявляет на заключительной церемонии имена новых лауреатов. Вердикты жюри этого года вы найдете в конце материала. А пока хочется поделиться некоторыми соображениями, назревшими после опыта с прошлогодним фестивалем в Екатеринбурге и в результате просмотра конкурсных спектаклей этого года.

Сомнения не касаются важности такого театрального праздника - она безусловна. В принимающем фестиваль городе проходят мастер-классы и круглые столы, творческие вечера и большие гала-концерты композиторов, работающих в этом жанре. Какие-то спектакли можно увидеть вживую - правда, как правило, камерные, не требующие для гастрольной поездки больших расходов. Театры-лидеры жанра в параде спектаклей, как правило, не участвуют, и главных лауреатов зрители не видят. Наконец, фестиваль - возможность для практиков жанра полнее представить себе творческие ресурсы огромной страны и наладить новые деловые контакты с региональными талантами.

Вопросы возникают к системе голосования жюри. Ведь, в сущности, идет состязание не спектаклей с их особой аурой, эффектом присутствия и соучастия, а видеозаписей, где все эти преимущества театрального искусства отсутствуют. Если же принять во внимание, что запись спектакля - отдельное искусство, которым владеют немногие, и что оно требует хорошей техники записи изображения, звука и монтажа, то обнаружится, что большинство представленных на конкурс видео дают о спектаклях очень отдаленное представление. Просмотрев конкурс в качестве члена "большого жюри", я видел, например, спектакль, снятый с одной точки общим планом - смотреть его можно как внутрицеховой рабочий материал, но не как произведение искусства, способное дать эстетическое впечатление. Были записи, где диалоги актеров почти неразборчивы, не слышны тексты дуэтов, арий и хоров - смотреть их не просто мучительно, но и бессмысленно. Боюсь, многие академики некоторых конкурсантов так и не посмотрели целиком.

И тогда вопрос: разве трудно оговорить нужное качество видео уже в регламенте, сразу отсекая театры, себя не уважающие? Чтобы не ставить участников в столь неравное положение, когда реальный уровень спектакля определить невозможно. Наконец, разве отборщики не видели, что отбирают технический брак?

Далее. Фестиваль позиционирует себя как смотр лучших достижений в музыкальных театрах. Но даже беглый взгляд на состав участников это не подтвердит: многое здесь кажется случайным и слишком пестрым по качеству. Скажем, блистательный - и для этой труппы неожиданный! - спектакль Малого театра "Свадьба Кречинского" в постановке Алексея Франдетти соседствует со "Служебным романом" Нижегородского театра комедии, примечательного только тем, что актеры зачем-то копируют интонации и рисунок роли своих предшественников из популярнейшего фильма Рязанова - получается неумелая карикатура на шедевр. Работа питерского театра "Буфф" "Любовь. Чума. Верона" высокопрофессиональна, там превосходны актеры, и музыка, но первый музыкальный номер зазвучал примерно через полчаса после старта - а ведь у нас конкурс музыкальных спектаклей, разве не так? И - это уже вопрос к стратегии конкурса - разве не странно, что уже не первый год фестиваль оперетты и мюзикла не показывает ни одной оперетты?

При том, что в нынешнем конкурсе участвуют такие сильные номинанты, как "В джазе только девушки" (Оренбург), "Маскарад" (Екатеринбург), "Обыкновенное чудо" (Санкт-Петербург") или "Между двух миров" (Москва), ни один из этих спектаклей в Сибирь не приехал. Понятно, что времена непростые, и столь дальнее путешествие для огромных трупп с хором, балетом и оркестрами - дело финансово неподъемное, но тогда зачем браться за дело заведомо нереальное, компромиссное, возбуждая в публике ожидания, которые утолить пока невозможно?

А дело по идее важнейшее. Так или иначе, но становятся видимыми стране новые имена, работающие в региональных театрах, новые постановочные команды, целые огромные коллективы, ставшие открытием фестиваля. Так я, к примеру, открыл для себя сильные музыкальные театры в Оренбурге и Кемерово - и теперь жду их новых премьер. Интересны и попытки Тюменского драматического театра освоить музыкальный жанр. Имена блестящих профессионалов и огромных талантов, стоящих у руля фестиваля и на его афишах, - залог зрительского доверия и высоких ожиданий. Но фестиваль - не просто деловые встречи и приятная тусовка, это праздник для публики, а фестивали в Новосибирске, Екатеринбурге и Кемерово оставили ощущение, что именно публика осталась обделенной - с общероссийского музыкального пиршества ей достаются только крохи.

Фестиваль 2024 года пройдет в Самаре.

Лауреаты-2023

Лучшая пьеса: Нонна Кротова - "А зори здесь тихие" (Омский музыкальный театр)

Лучший текст песен: Евгений Муравьев - "В джазе только девушки" (Театр музыкальной комедии, Оренбург)

Лучшая музыка: Максим Дунаевский - "Любовь. Чума. Верона", театр "Буфф" (Санкт-Петербург)

Лучшая оркестровка: Артур Байдо - "Маугли", Театр Эстрады (Санкт-Петербург)

Лучший дирижер: Юрий Крылов - "Маскарад", Свердловский театр музыкальной комедии (Екатеринбург)

Лучший музыкальный руководитель: Валерия Брейтбург - "Служебный роман" (Нижегородский театр "Комедiя")

Лучшая хореография: Марина Суконцева - "В джазе только девушки", Театр музыкальной комедии (Оренбург)

Лучшая сценография: Юрий Хариков - "Обыкновенное чудо", театр "СамАрт" (Самара)

Лучшие костюмы: Светлана Чазова - "Мамонтёнок", Театр мюзикла (Москва)

Лучшие исполнители ролей второго плана: Оксана Костецкая - Черепаха ("Мамонтенок"), Иван Коряковский - Медведь ("Обыкновенное чудо", ТЮЗ им. А.А. Брянцева, Санкт-Петербург)

Лучшие исполнители главных ролей: Валерия Ланская - Лия ("Между двух миров", "Первый еврейский", Москва), Ростислав Колпаков - граф Сен-Жермен, ("Дама пик" - "Глас муз", Санкт-Петербург)

Лучший режиссер: Виктор Крамер - "Авлабар, или Новая Ханума" (МХТ им. А.П. Чехова, Москва)

Лучший продюсер: Софья Стрейзанд - "Дама Пик", ("Глас Муз", Санкт-Петербург)

Лучший спектакль для детей: "Кошка, которая гуляла сама по себе" (Донецкий молодежный театр)

Приз зрительских симпатий: "Призрак замка Кентервиль" (Музыкальный театр Кузбасса, Кемерово)

Лучший спектакль: "Авлабар, или Новая Ханума", МХТ им. А.П. Чехова, Москва

Гран-при за выдающиеся творческие достижения: Александр Колкер