Рэп-баттл по-казахски. Айтыс – древняя традиция, сохранившая актуальность

Культура народа Казахстана очень богата и необычна. Ее традиции, обычаи и творчество наполнены любовью к родине и глубокими размышлениями о жизни. Сегодня мы расскажем о необычном словесном состязании – айтысе. Его часто сравнивают с современным рэп-баттлом и фристайлом.

Рэп-баттл по-казахски. Айтыс – древняя традиция, сохранившая актуальность
© Мир24

Айтыс – это импровизированное состязание двух акынов, когда они, играя на домбре, ведут песенный диалог на определенную тему. Периодически они перенимают очередь друг у друга, подхватывая слова оппонента. Победителя выбирают по музыкальности и ритмичности акына, но также важную роль играют сообразительность в подхватывании аргументов соперника.

Значение и смысл слова «айтыс» многогранны. Раньше его использовали среди художников, которые конкурировали между собой. Но позже этот термин стали применять в казахской литературе и фольклоре, описывая им отдельные произведения искусства и даже жанры. Определение слову «айтыс» дал и известный казахский ученый, писатель Мухтар Ауэзов. В своих трудах он отмечал, что айтыс – это спор, соревнование. Другими словами, в айтысе импровизаторы спорили образными, содержательными, глубокими речами.

Айтыс в Казахстане делят на несколько видов: айтыс-загадка, айтыс-похвала, айтыс-басня и другие.

Наиболее распространенным считается «қайым айтыс, қайымдасу» – вид айтыса, в котором соперники обмениваются поэтическими репликами с шутливым содержанием. При этом они без изменения повторяют первые две строки четверостишия своего соперника, добавляя к ним новые строки. Соперники добавляют комические описания друг друга, пользуются метафорами. В большинстве случаев в айтысе участвуют юноши и девушки.

«Жұмбақ айтыс» или айтыс-загадку исполняют в форме вопросов и ответов. Загадки загадываются либо в конце айтыса с целью озадачить, сбить с толку соперника и благодаря этому одержать победу, либо на загадках строится весь айтыс, в ходе которого проверяются знания, находчивость и быстрота реакции каждого участника.

У каждого народа есть свои особенности и отличия в искусстве айтыса. В казахском народе айтыс сопровождался музыкальным исполнением на домбре и кобызе. Его часто устраивали на общественных собраниях и праздниках.

Известными казахскими акынами, прославившимися в мастерстве айтыса, считают Жанака Сагындыкулы, Шоже Каржаубайулы, Суюнбая Аронулы, Биржан-сала и Сару Тастанбеккызы, Асета Найманбаева, Торебая Ескожаулы, Жамбыла Жабаева и других.

В Казахстане этот вид творчества очень популярен, его любят и слушают в каждом регионе страны. В Астане в эти дни прошло республиканское состязание акынов – айтыс «Алтын домбыра». Тему состязания посвятили людям труда. Свои способности гостям вечера продемонстрировали 16 акынов.

Мастера айтыса на протяжении двух дней воспевали в своих произведениях честь человека труда и его неоценимый вклад в развитие страны.

Председатель жюри, народный поэт Казахстана Асия Беркенова отметила ценность айтыса для народа Казахстана.

«Судьи без сомнений судили справедливо. Я хочу пожелать нашим акынам, которые создают свои песни сердцем, вдохновения. Наше национальное искусство широко востребовано в обществе, имеет высокий авторитет», – сказала она.

По итогам словесного состязания гран-при был удостоен представитель Карагандинской области Максат Аханов. Ему вручили «Алтын домбыра» и автомобиль.

Первое место и звание «Айтыс ақтаңгері» досталось Мейрбеку Султанхану из Кызылординской области, второе место – Аспанбеку Шугатаю из Павлодарского региона. А третье место разделили между собой представитель области Улытау Толеген Жаманов и Западно-Казахстанской области – Жансая Мусина.

Специальный приз получили Алина Айдаралы из Жамбылской области, Мурадым Мейрланов из Западно-Казахстанской области и Шугайып Сезимхан из Алматы.

Считается, что айтыс, как вид искусства, произошел давно. А именно из казахских народных песен и малых форм народной поэзии. Ученые считают, что свадебная песня или различные благословения во время празднования Наурыза являются источником формирования айтыса.

Чтобы участвовать в айтысе, недостаточно просто уметь играть на домбре и петь песни. Здесь важно быть начитанным и разносторонне развитым. В импровизаторе должны быть такое качество как артистичность. При этом он должен быть хорошо воспитан, знать традиции и обычаи своего народа.

Также есть мнение, что айтыс был единственным проявлением народного театра. Акыны, использовавшие в айтысе казахские национальные инструменты, облачались в сценические костюмы и проявляли таким образом свои артистические способности.

Автор текста: Майра Кенжебайкызы

Фото: пресс-службы Министерства культуры и информации РК