Войти в почту

В Петербурге назвали лауреатов Национальной оперной премии "Онегин"

По новой традиции торжественная церемония награждения и гала-концерт состоялась на Исторической сцене Мариинского театра. За дирижерским пультом был Валерий Гергиев. Открыла вечер примадонна Московского Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и президент премии "Онегин" Хибла Герзмава.

В Петербурге назвали лауреатов Национальной оперной премии "Онегин"
© Российская Газета

Премия, родившаяся как частная инициатива и, по сути, остающаяся таковой, за восемь лет существования обрела и вес и влияние, реально оправдывая статус национальной. И хотя, конечно, всякая соревновательность в искусстве несет значительную субъективность, каждая награда - возможность сказать "спасибо" тем, кто посвятил свою жизнь опере. В этом году чествование лауреатов длилось более трех часов и почти два десятка статуэток "Онегин" нашли новых обладателей как в конкурсных, так и в безальтернативных номинациях.

В номинации "Примадонна" лучшей была признана солистка "Геликон-оперы" Лариса Костюк за партию Мадам Флоры в опере "Медиум". Партия Грязного в "Царской невесте" принесла победу солисту Новосибирского оперного театра Алексею Зеленкову в номинации "Мастер сцены". Как "Гость" премию получил Игорь Морозов за исполнение партии Садко в одноименной опере на сцене Башкирского театра оперы и балета. Солист театра "Урал Опера Балет" Павел Межов отмечен за роль второго плана - партию Школьного учителя в "Черевичках". А лучшими дебютантами признали солистку МАМТ Полину Шароварову (партия Адальжизы в "Норме") и Шоту Чибирову из "Геликон" (за партию Турриду в "Сельской чести"). Победителями в номинации "Состав" стал Нижегородский театр оперы и балета за постановку "Кармен". А "Событием" жюри назвало спектакль "Норма" Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Во внеконкурсных номинациях награду как "Концертмейстер" получили Наталья Дудик из Михайловского театра и Татьяна Лобырева (МАМТ), а премия "Душа оперы" уехала в Петрозаводск к художнику-бутафору Музыкального театра Республики Карелия Николаю Коппалину. За многолетнее наставничество премию получила замечательная сопрано Мариинского театра Ольга Кондина. Ростовский музыкальный театр отмечен в номинации "Театр", а в качестве "Музыкального руководителя" - дирижер Мариинского театра и постановщик "Нормы" в МАМТ Кристиан Кнапп.

Иногда прослеживалась уже слишком непосредственная связь лауреатов с членами экспертного совета и жюри премии по принципу "одного театра". Это обстоятельство, безусловно, требует от "Онегина" некоторой этической калибровки, дабы репутация столь важного начинания, тем более, когда иные наши театральные премии попали в "зону турбулентности", оставалась на высоте.

А вот гала-концерт, к сожалению, заметно страдающий от режиссерской и сценарной неловкости на фоне организационных накладок, наоборот, странным образом практически не отражал имена победителей. Из лауреатов - лишь выдающийся итальянский бас Ферруччо Фурланетто, ставший обладателем премии в особой номинации "От России с любовью", пел в этот вечер. Главными звездами концерта стали Хибла Герзмава, Иван Гынгазов и Игорь Головатенко, на деле демонстрирующие всю притягательную и изысканную силу оперы.

В финале концерта на сцену поднялся Валерий Гергиев. Ему вручили награду за выдающийся вклад в развитие музыкального театра. Таким образом маэстро стал пока что единственным двукратным обладателем премии "Онегин". Получая награду Валерий Гергиев заметил: "Хочется верить, что в это тревожное время красота и мощь музыки вновь объединят сотни миллионов людей по всему миру".