Способы и подходы, которые помогут стать автором своей жизни
Следуя уже готовым шаблонам и не ориентируясь на свой внутренний контекст, невозможно выстроить долгосрочные и успешные процессы. Поговорили с основателями проекта MANIFEST LABORATORY Сергеем Черноусовым и Артемом Пичугиным о том, как открыть в себе уникальность, что помогает принимать правильные решения и что делать, если вы застряли в шаблоне.
.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }
Сергей Черноусов
Сооснователь и ведущий групповых трансформационных процессов в MANIFEST LABORATORY. Продюсер кино и рекламы, предприниматель, ментор
Артем Пичугин
Сооснователь MANIFEST LABORATORY, креативный методолог, предприниматель, ментор. Спикер EdCrunch, ММСО. Кандидат экономических наук
— Что сегодня происходит с креативностью, почему для людей сложно «стать автором своей жизни»?
Сергей Черноусов: есть ощущение, что мы живем в «эпохе подражания», когда большая часть людей следует шаблонам — уже готовым способам, как вести бизнес или решать определенные задачи. Сами по себе шаблоны неплохи: человечество развивается таким образом, что, найдя рабочее решение, мы документируем и транслируем его; но вот что происходит дальше — вопрос. Если человек будет без рефлексии, копировать те техники, методики, алгоритмы, которые появились в определенных условиях — в его контексте они могут не прижиться и не показать результат.
Тогда возникает ощущение «это со мной что-то не так» — ведь у других людей тот же способ сработал, а у вас нет. Это происходит, если слепо копировать кейсы успеха других людей и не ориентироваться на собственную уникальность, внутренний и внешний контекст, не понимать собственные сильные и слабые стороны.
Эта «эпоха подражания» должна смениться «эпохой нового Ренессанса», когда ощущается, что старые институции, прежние подходы становятся нерелевантны. Потому что рынок развивается динамично, и эта неопределенность перманентна. И шаблон, который работал вчера, сегодня становится неактуальным.
Здесь на первый план выходит способность человека принимать решения исходя из своей «сборки», внутреннего контекста. Когда человек учитывает это, то становится автором собственной жизни, и по-другому принимает решения. Каждый выбор, который он делает в этом постоянно изменяющемся мире, обусловлен внутренним мотивом, а не навязанным внешним влиянием.
— Тактика «следовать шаблону» идет во вред человеку и его делу?
Артем Пичугин: такой подход может работать какое-то время. Но, если не учитывать свои внутренние особенности, не получится выстроить долгосрочное дело. Важно соблюдать соответствие между внутренними ресурсами, ощущениями и внешним контекстом, потому что каждый человек уникален, его сборка не похожа на сборку другого человека. И один шаблон нельзя применить ко всем, к сожалению. А возможно, и к счастью.
— Какую нужно проделать работу, чтобы научиться понимать себя?
Артем Пичугин: чаще всего, занимаясь саморазвитием, отталкиваются от когнитивных процессов, рациональных практик. Но эти практики и построены на шаблонах — например, популярные классификации и тесты, где в конце вы узнаете, что «относитесь к такому-то типу личности». А чтобы обнаружить что-то свое и неожиданное, как правило, нужно смотреть во внутрь, в бессознательные процессы. Для этого подходит формат живого обсуждения, прикладывание к себе ролей и метафор, помещение себя в непривычный контекст. В процессе такого творческого исследования как раз прорывается что-то настоящее и можно обнаружить свою уникальность, суперсилу, и дать ей метафорическое название.
Сергей Черноусов: пример такой рабочей метафоры — девушка М., которой мы помогли обнаружить в себе суперсилу «вихрь»: она загорается идеей и вовлекает в нее людей, запускает процессы, раздает информацию. Тут же вокруг нее появляются люди, которые чувствуют: «это что-то интересное», и начинают к ней «закручиваться». Потом М. выходит из этого вихря, но процесс уже идет. А люди, которых она привлекла, продолжают встречаться, работать, общаться внутри этого вихря и формируют крепкие долгосрочные отношения. Шаблонная фраза «М. умеет объединять людей» не отражает эту способность, а метафора с вихрем — это яркий образ, понятный людям, который стал частью ее личного бренда.
— У каждого человека уже есть своя суперсила, нужно ее только открыть?
Артем Пичугин: да, обнаружить и правильно определить. Суперсила может быть навыком, который сам человек не расценивает как что-то особенное. Это как если бы у вас дома пылилась ваза великой и древней китайской династии, но вы не понимали ее ценность. Другой человек скажет: «да у тебя здесь сокровище» — и если ту же вазу отмыть и поставить в центр на видное место — пространство заиграет по-другому, а люди, которые приходят к вам, будут видеть этот акцент.
Иногда, чтобы обнаружить у себя способность или особенность, нужен взгляд со стороны. Например, мужчина рассказывает, как организовал сюрприз жене — квест через весь город, в конце которого она оказалась в аэропорту с билетами на самолет, а в стране прилета ее ждал муж с подарком. При этом он не считает себя креативным и отказывается это видеть: «Нет, я не отношу себя к креативным людям».
У каждого из нас есть важное качество внутри, которое не находится на «полочке» важного; самые сильные свои черты и проявления мы воспринимаем как что-то само собой разумеющееся.
Поэтому нужны смена контекста и круга общения, чтобы другой человек сказал вам: «вот твоя уникальность, место энергии и силы». Обнаружив такую суперсилу, обопритесь на нее — потому что это та точка, из которой жить и работать можно легко, без сопротивления.
— Может ли человек провести такую работу самостоятельно, или всегда нужна помощь извне?
Сергей Черноусов: можно прожить всю жизнь, как премудрый пескарь под камушком, в определенной концепции о самом себе и быть в иллюзии, что находишься на пути саморазвития. Но только в живом взаимодействии с другими людьми мы можем увидеть, проявить, почувствовать себя. Опыт показывает, что люди сами себя не видят. Им нужен наблюдатель, который обратит внимание на то, чего сам человек не замечает: «сейчас произошло вот это». Поэтому вердикт суров — нет, самостоятельно бо́льшая часть людей этого не сделает.
Артем Пичугин: в любом случае стоит помещать себя в новые контексты, принимать другие точки зрения, примерять новые роли — и слушать обратную связь. Потому что как раз другие люди позволяют нам увидеть самих себя. Понятно, что мнение одного человека — не истина в последней инстанции. Но так или иначе, у каждого человека есть образ самого себя, сотканный из того, что нам говорили другие люди в детстве.
— Какие метафоры помогают что-то понять о себе?
Артем Пичугин: это метафоры, в которых вы примеряете на себя разные роли. Например: представьте себе кухню. Что бы вы начали делать в ней? Один запрыгнет на стол и станет танцевать, другой начнет готовить. Эта пустая воображаемая комната — метафора пространства, где происходит какое-то творчество. Действуйте из импульса, из желания «хочу», озвучивайте тот образ, который сразу появился в голове, и попробуйте разобраться в этой фантазии, посмотреть, какую роль вы решите на себя взять.
По вашему поведению в воображаемой ситуации определяется фрейм. Это социологическое понятие, которое состоит из выбранной вами роли, из формы отношений и из контекста. У каждого человека есть один или несколько предпочтительных фреймов — таких ситуаций, в которых он чувствует себя на своем месте и окружит себя тем, что заряжает и мотивирует.
Здесь важно копать вглубь и находить детали, и даже один ответ «я бы был шеф-поваром» у разных людей звучит по-разному. «А каким бы ты был шеф-поваром?» Кто-то говорит, что будет потихоньку контролировать других поваров и не мешать; другой будет раздавать указания, третий — пробовать блюда.
Это ключик к нашей социальной жизни. Когда мы выбираем компанию и должность, на которой хотим работать, мы можем обратиться к этому фрейму. Или когда у нас есть ощущение, что что-то идет не так, и в работе чувствуется сопротивление. В такой момент стоит соотнести внешнее и внутреннее: то, что вы делаете и то, как выглядит ваш желанный фрейм.
Сергей Черноусов: вторая, похожая метафора — это лес. У кого-то он будет радостный и с бегающими единорогами, у кого-то — дремучий лес, темный и опасный. Тогда очевидно, что человек чувствует напряжение, страх, недоверие. И из этой метафоры леса можно выйти на метафору отеля. Оказавшись в воображаемом отеле, человек расслабляется, становится более открыт и готов примерять на себя новые роли.
Третий вариант — описать героя, который вам симпатичен, и посмотреть на него со стороны, соотнести себя с ним.
Артем Пичугин: оказываясь в таком метафорическом пространстве, мы освобождаемся от ограничений реального мира и проявляем себя по-новому. И если зацепиться за правильные образы, можно узнать что-то новое о себе. Метафора позволяет в полном объеме, без внутренних ограничений отразить потенциал человека, в ней можно разместиться полностью, прочувствовать новую роль и легко перенести ее в реальную жизнь.
— Что можно посоветовать людям, которые чувствуют, что застряли в шаблоне?
Артем Пичугин: смену контекста. Попробовать такое упражнение: выписать эпитеты, про которые человек сказал бы: «это точно не про меня». Условно, «мне медведь на ухо наступил, я не музыкант». И если вы знаете про себя, что «точно не музыкант» — значит, нужно, например, купить и попробовать пройти курс электронной музыки. Скорее всего, вы увидите, что ваша установка о себе была ограничением мышления, а на самом деле ваши возможности гораздо шире. Такая практика чувствуется как глоток свежего воздуха.
Сергей Черноусов: если человек чувствует, что зашел в тупик — скорее всего, это проблема только на уровне его восприятия. Концепция, что «мир в некоторой конфронтации со мной». Можно изменить это отношение, выйдя из самоизоляции в диалог с миром — друзьями, близкими, новыми людьми. Человек в изоляции всегда чувствует себя одиноким, а во взаимодействии двух людей рождаются новые идеи.