Войти в почту

Чем отличаются современные благотворители от меценатов прошлых веков

Поле, в которое попадает меценатство, непременно должно регулироваться определенными правилами, но закона, позволяющего поддерживать бизнес в его стремлении помогать, в регионе нет. Эту резонную мысль высказала директор Благотворительного фонда развития города Тюмени Вера Барова на встрече, посвященной первым почетным гражданам Тюмени, которые жертвовали для земляков свои душевные и финансовые ресурсы.

Чем отличаются современные благотворители от меценатов прошлых веков
© Российская Газета

- Поэтому мы нещадно эксплуатируем возможности людей, - заключила эксперт научно-образовательных чтений, затеянных аграрным университетом и гордумой. И добавила: - Андрей Иванович Текутьев, купец, городской голова и бескорыстный жертвователь, когда-то отозвал свое решение о дарах для Тюмени, после того как ему запретили открыть питейное заведение на оживленной улице.

- Ресурс альтруизма есть в каждом, но в благотворительности нужен системный подход: не шумные разовые акции, а выработка стиля поведения и следование ему. И важно вести открытый общественный диалог, объяснять, показывать, как охватить нуждающихся, - подытожила Вера Барова.

Фонд вместе с учеными даже разработал методическое пособие по развитию меценатства в деятельности ресурсных центров поддержки социально ориентированных НКО и провел исследование местной филантропии при участии 120 представителей крупного, среднего и малого бизнеса и 15 НКО. Как рассказала доцент кафедры маркетинга и муниципального управления индустриального университета кандидат социологических наук Алена Попкова, и предпринимателям, и общественникам все же важно чувствовать себя помощниками. Притом первые больше желают вкладываться в поддержку граждан в трудной жизненной ситуации, а вторые - в развитие культуры и искусства. В поле зрения обоих сообществ - молодежные проекты, охрана окружающей среды, защита животных, пропаганда здорового образа жизни. Кроме того, бизнесу интересно укрепление межнационального согласия и общественной дипломатии, а вот НКО воздерживаются.

Наиболее распространенная форма - передача своей продукции и товаров, оказание услуг без оплаты или по льготным расценкам. Давать живые деньги мало кто готов. Многие предпочитают участвовать в традиционных проектах, проверенных временем, допустим, в сборе зимних вещей, предметов первой необходимости, школьных портфелей.

- Бизнесу следует активнее включаться в разработку понятных благотворительных программ, а не ждать тех, что ему когда-нибудь понравятся, - считает Алена Попкова.

Тут можно философски заметить: какие времена - такое и меценатство. Впрочем, времена всегда одинаково непростые. На этом фоне фигуры прошлых веков и правда выглядят мощно. Заслуженно они становились мэрами по нескольку раз! Про Текутьева уже упоминали, и все же… Тюмени он оставил больницу, сад, Потаскуйское приходское училище, театр, Пушкинскую библиотеку, сиропитательное заведение, лесопилку, земляной вал для предотвращения наводнений, паровую машину для электрического освещения, скотобойню, пожарное депо с домом для работников. Родным Боркам - училище и храм. Содержал хор Спасского храма, поддерживал строительство железной дороги от Тюмени до Омска. Ведущий научный сотрудник Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН Алексей Конев восхищается талантом деревенского мальчишки: начинал подручным в хлеботорговой лавке, а стал богатейшим жителем города, трижды избираемым градоначальником.

Степан Колокольников, заметила специалист музея истории архитектуры и строительства Тюменского края Елена Проскурякова, передал Тюмени самое красивое здание начала XX века, притом единственное с системой парового отопления и вентиляцией. Речь о коммерческом училище в виде дворца по проекту архитекторов Рерберга и Олтаржевского. Его фасад до сих пор на открытках и календарях. Что поделать - визитная карточка! Учебное заведение, открывшееся накануне революции, запомнилось прогрессивными начинаниями: ученики проходили практику на кожевенном, кирпичном, чугунолитейном заводах, подрабатывали бухгалтерами и приказчиками. За бедных платили, одевали через общество вспомоществования сами Колокольниковы. Степан Иванович за большие труды получил золотую медаль "За усердие" на Станиславской ленте. Сейчас во дворце учатся студенты строительного института.

Лекарь по призванию Павел Никольский, последний из восьми тюменцев, названных почетными гражданами до 1917 года, - вообще уникум! Он организовывал бесплатные столовые, госпитали, училище, в голодные времена спас горожан, найдя в нужном количестве продовольственное зерно, отсыпал дамбу в Заречной части, нашел трубы для строительства первого водопровода, буквально решившись на шантаж руководства Каменского завода: "Пока не подпишете контракт, не уйду!" Совсем невероятный факт: добился открытия при пересыльной тюрьме больницы и, будучи мэром, работал в ней врачом, а до своей кончины возглавлял еще и первую городскую больницу, рассказала доцент кафедры философии и истории медуниверситета Елена Турова.

Да, все меценаты - люди небедные, а некоторые очень зажиточные. Дело в другом. Тот, кто не отрывает со скрипом копейку от сердца, а отдает с радостью, обязательно прирастет если не состоянием, то душевным здоровьем. Недаром среди сотрудников фонда в ходу такая фраза: благотворительность - счастливая смесь радостного благотворителя и благодарного благополучателя. Принимать тоже надо уметь!